Для простых смертных чай долгое время был совершенно недоступен. По будням они пили компот из сухофруктов, а по праздникам — отвар из сушенной малины с мёдом. Зажиточные киевляне хранили чай и сахар как настоящую драгоценность — в красивых мешочках и изящных шкатулках, ключи от которых прятали.


В середине ХIХ этот напиток особенно полюбили монахи. Известно, например, что чудотворец Китаевской пустыни отец Алексий часто наведывался за ним на Бессарабский рынок. В то же время в Лавре относились к чаепитию по-разному. Одни считали его плотской утехой, другие не находили в этом ничего греховного.


Первыми чайными стали трактиры, которые располагались возле Гостиного двора и Житнего рынка. Вокруг больших самоваров там собирались в основном купцы и лавочники. Трактирщики, которые продавали кипяток в маленькие магазинчики, получали за него немалые деньги.


Позже, когда чай перестал быть роскошью, он стал символом домашнего гостеприимства. При этом чайная церемония по-киевски изменялась с каждым поколением киевлян. Например, в начале ХIХ века чай было принято подавать с яблоками и виноградом, в середине — с ломтиком лимона и сухариками, а в конце — с горячими вафлями. Самовар обязательно брали с собой на прогулку за город и умудрялись разжечь его в самых невероятных условиях, например, на корме лодки.


Как только чай обрел популярность, появились и его подделки. Хозяева некоторых ресторанов стали подавать напиток, заваренный на использованной заварке. При этом клиентов, конечно же, убеждали, что это дешевые сорта. В 1880 году полиция раскрыла на Подоле одну из самых крупных афер такого рода, обнаружив 40 фунтов спитого чая.


Кстати, интересный нюанс: в России считали, что самовар их предки позаимствовали у французов во время войны 1812 года, а придумали древние римляне. В то же время во Франции самовар всегда считали чисто русским изобретением.