Из 10 тысяч фото использовали только треть








Испытание на прочность Московского моста в ноябре 1976 г.
Ашот – завсегдатай архивов, «блошиных» рынков и коллекционерских тусовок. Поселившись здесь 30 лет назад, он сменил немало занятий – успел побывать и художником (рисовал афиши для кинотеатров), и ресторатором (любимое детище – ресторан «Наполеон», светлая ему память), и основателем первого в Украине рекламного агентства. И увлекся Киевом, особенно старым, тем, который мы уже безвозвратно потеряли.


Сейчас же любовь к старому Киеву он превратил в профессию – издает ностальгические альбомы: посвященный Великой Отечественной войне, сравнительный альбом памятных мест прошлого и то, как они выглядят сейчас, альбом о Киеве конца XIX века.


Его издания и для молодых – чтобы знали, как люди жили раньше, и для «постарше» – чтобы слегка поностальгировали, вспоминая о том, как это было.


Ныне занят проектом фотоальбома о Киеве в XX веке. Но что-то очень уж в муках рождается этот фотоальбом. Обычно от замысла до готовой книги проходит около полугода. Над этим же детищем он трудится уже два года. Собирает материал: фото и даже вещи эпохи, снимки которых тоже размещает на страницах – выискивает в архивах, подбирает стоп-кадры документальных фильмов, покупает у коллекционеров. Изначально для этого альбома подобрал около 10 тыс. фотографий, а сумел вместить только 2700.


За фото старого паспорта – $100


Если что-то не может купить – фотографирует. Сожалеет о том, что многие из коллекционеров занимаются собирательством не из любви к городу, а исключительно из-за денег. Как-то увидел паспорт киевлянина за 1911 год, захотел поместить его в альбом, а владелец раритета запросил за фотографирование $100(!).








Работница промсовхоза Молотовского района А.Разевич во время посадки пальм-драцен на ул. Артема, 27 мая 1950 г.
Толстенный макет альбома можно листать часами, рассматривая такие знакомые и незнакомые улицы: вот на улице Артема весной устанавливают контейнеры с драценами, вот станцию метро «Днепр» затопил паводок 1970 года, вот стройными рядами грузовиков испытывают на прочность Московский мост в 1976 году… Есть редкие фото – советский солдат возле разрушенного храма со сложенными то ли для молитвы, то ли от удивления руками.


Вместил издатель и планы, которым в свое время не суждено было сбыться. На склонах Днепра собирались строить высотные здания – еще громаднее монстра на Грушевского. Как ни кощунственно это звучит, но война прекратила такое надругательство над склонами. Что же сейчас должно случиться, чтобы правый берег перестали уродовать высотками?


Чтобы не было никаких казусов, для проверки Ашот дает материалы историкам на ознакомление. Те иногда со скепсисом относятся к авторскому подбору иллюстраций, например, сомнения вызвал плакат «Родина-Мать зовет», мол, какое отношение он имеет к Украине и Киеву. Но издатель «Мать» отстоял.


– А мы в какой стране жили? – возмущается Ашот. – В советской, конечно, и эти плакаты были на наших улицах, а значит, они иллюстрируют ту эпоху.


«Сливкам» альбом не нужен









Брест-Литовский проспект (сейчас — проспект Победы) во время наводнения в мае 1977 г.
Выпустить в свет такое значительное издание – дело нелегкое. Только на один черно-белый макет альбома, изготовленный в натуральную величину, уходит 1500 грн, на цветной – все 3000 грн. Поняв, что самому финансово справиться с изданием будет сложно, Ашот хотел подключить известных и состоятельных людей. Написал 470 писем «сливкам общества» с предложением о сотрудничестве. Заманивал даже возможностью для самого большого партнера разместить фото из его личного архива, если они, конечно, будут представлять историческую ценность и передавать настроение эпохи.


Не сработало. В ответ получил всего девять отзывов и только два из них – от Тимошенко и Ахметова – более-менее обнадеживающие. Мол, ждите ответа, ваше письмо с предложением «поучаствовать» направлено на рассмотрение.


– Я понял, – вздыхает Ашот, – не нужен нынешним власть предержащим альбом, который напоминал бы о том, какую красоту они разрушили. Это им как пощечина. Ведь каждая власть рушит старое и строит новое.


Но альбом он все равно выпустит. Просто времени на это понадобится больше.