25 декабря 1991 года немцы, проживающие в Киеве, впервые за много лет встретились в Театре оперетты, чтобы отпраздновать Рождество Христово. Событие бы­ло радостным и печальным однов­ременно. Как мало знали они о сво­ем богатом прошлом!


Однако личной их вины в этом немного. Все мы хорошо помним, что и сколько делалось нашими вчерашними «вождями», чтобы слепить из обитателей бескрайней империи новый «этнос» — «советс­кий народ». Слава Богу, не полу­чилось. Вот и настало время ликвидировагь «белые пятна», узнавать — и немцам Киева, и всем нам — славные страницы истории. В 1731 г. в Киев по приглаше­нию духовенства Киево-Печерской лавры прибыл уроженец Гам­бурга Иоган-Готфрид Шедель (1680-е (?) — 1752), по проектам которого построены дворцы Мень­шикова в Петербурге и Ораниен­бауме. В Киев И.-Г. Шедель был приглашен с целью строительства большой колокольни Успенского собора, которая является компози­ционным центром нынешнего Киево-Печерского историко-куль­турного заповедника и имеет важ­ное градостроительное значение. Колокольня, к тому же — самое  высокое монументальное соору­жение на территории Украины.


Первый вариант проекта, при­надлежавший архитектору Ф. Ва­сильеву, И.-Г. Шедель существен­но переработал: изменил пропор­ции сооружения, конструктивную основу, упростил декор, прибли­зил архитектуру сооружения к классическим формам. Вместо пя­тиярусной — высотой около 85 м, колокольня возведена в четыре яруса — 96,5 м.


По проекту И.-Г. Шеделя мас­тером С. Ковниром была построена (в 1751-1761 гг.) колокольня на Дальних пещерах, Эта колокольня, с ее оригинальной композици­ей и мастерски исполненной пластикой фасадов, по праву относится к лучшим памятникам украинско­го барокко середины XVIII в.


На территории Киево-Печерской лавры, как и в других монасты­рях, были возведены также здания светской архитектуры. По проекту И.-Г. Шеделя в 1731-1745 гг. был построен дом наместника (корпус 1), достроены галереи к Воздви­женской церкви и церкви Рождес­тва Богородицы (Киево-Печерская лавра).


В начале XVIII в. в центре глав­ной площади Подола было постро­ено одноэтажное здание Киевской академии. Старый академический корпус в 1732-1740 гг. был пе­ределан по проекту И.-Г. Шеделя. В об­рамлении окон фасада, выхо­дящих на ули­цу, прослежи­ваются черты традиций не­мецкой архи­тектурной школы.


Многолет­няя работа Ше­деля   в   Киеве существенно повлияла и на квалификацию ук­раинских «каменных дел» масте­ров, работавших рядом с ним —Рубашевского, Шаровара, Гороха и, особенно, С. Ковнира — одного из наиболее интересных украинс­ких зодчих XVIII в.


В XVIII в. создавался архитек­турный ансамбль вокруг Софийско­го собора. Первым каменным соору­жением на его территории была ко­локольня. От первоначальной тре­хъярусной, возведенной после пожара 1697 г., сохранились только первый и часть второго яруса. По проекту И.-Г. Шеделя колокольня восстановлена в 1744-48 годах.


Своеобразием архитектуры от­мечен и дом митрополита Софийс­кого собора, архитектором надст­ройки (в 1731-1748 годах) второго этажа также является И.-Г. Ше­дель. Здесь в 1746-1748 гг. (по дру­гим данным в 1744-1748 гг.) по его же проекту по заказу митрополита Р. Заборовского были построены большие ворота («Брама Заборовского») — бывший главный вход в дом митрополита.


Не всем, наверное, известно, что И.-Г. Шедель был автором од­ного из проектов Андреевской цер­кви. Однако созданный им и инже­нер-полковником Де-Боскетом в 1745 г. вариант был отклонен. Вместо него прошел более простой проект В. Растрелли.


В урочище Клов, принадлежав­шем Киево-Печерской лавре, в 1752-1756 годах был построен дво­рец, который получил название Кловского. В отделочных работах рядом с украинскими и русскими мастерами над росписью плафона большого зала работал «маляр і золотар» В.Фридрих.


Крупнейшим промышленным сооружением Киева в конце XVIII — начале XIX века был арсенал, построенный по проекту военного инженера-строителя И. Меллера, которому принадлежит и проект планировки Киева (первый офи­циально утвержденный).


Из зданий, возведенных по инди­видуальным проектам немецких архитекторов, стоит выделить: дом, построенный немецкой общи­ной для профессора университета М. Бунге, особняк на ул. Январско­го восстания и дома, построенные по проектам архитектора, урожен­ца Вены, Иосифа Лауфера. Ма­ленький одноэтажный, классичес­кого стиля деревянный дом про­фессора М. Бунге разместился на улице Розы Люксембург, 13. Раз­рушен он во время  второй мировой войны.


В 1856 г. по проекту архитекто­ра И. Штрома построен (на месте нынешней Национальной оперы) оперный теарт, который, однако сгорел в 1896 г.


На территории, принадлежавшей киевской лютеранской общине, немцами в 1828-1829 годах была построена женская гимназии и реальная школа (Екатерининское профессиональное училище лютеранской общины). В годы пёр1йм мировой войны в доме был разме­ щен лазарет, сожженный в войку гражданскую, В начале 1850-х гг. было постро ено (под наблюдением арх. И. Штрома) помещение Владимирского кадетского корпуса, при котором была долевая церковь. Это большое четырехэтажное соору­жение стоило правительству около миллиона рублей.


Немецкая колония с кирхой к началу XIX в. находилась на Подо­ле. В 1811 г. после того, как кирха сгорела, лютеранской общине определили место в Липках. Тут бы­ли построены деревянные с колон­нами здания кирхи и пастора. Ав­торами проекта деревянной кирхи были немецкие архитекторы И. Штром и П. Шлейфер.


15 августа 1706 г. была заложена Печерская крепость, ставшая цитаделью киевской   крепости. Первый известный проект крепости принадлежит инженеру Геллерту, однако строительство осу­ществлялось по другому проекту. В основу строительства новой Печерской крепости положен вари­ант проекта немецкого военное инженера   К. Опермана   (1765-1831), утвержденного в 1830 г. Николаем I.. А по проекту военного ин­женера О. фон Фраймана в 1844-48 годах была построена обсыпная стена вокруг Ближних и Дальних пещер.


Развитие городского строительства, потребность в новых помещениях для учреждений, банков, контор, железнодорожного вокза­ла, элеваторов и т. д. — все это обусловило поиски нового стиля в архитектуре во второй половине XIX — начале XX века. Это, в час­тности, дом городской думы архи­тектора О. Шилле в стиле барокко. 22 мая 1871 г. был заложен ки­евский водопровод, который начал действовать в сентябре следующе­го года. Главным его строителем был инженер О. Струве.


В начале 1870 г. (12 февраля) было завершено строительство первого в Киеве железнодорожно­го моста, длина которого составля­ла 3503 фута. Это сооруже­ние было вы­полнено тем же военным ин­женером О. Струве, кото­рый получил за него звание полковника. Безукоризнен­ная организа­ция работ ска­залась на сро­ках: мост был закончен всего за 2 года. О. Струве стал и одним из авторов «электрической городской железной дороги» — трамвая.


По проекту академика архитек­туры И. Китнера построен Поли­технический институт. Строи­тельство в романском стиле шести корпусов вуза, начатое 30 августа 1898 года, было завершено в 1901 г. Архитектор В. Шретер за про­ект городского театра (ныне Национальная опера) получил первую премию на Всемирном конкурсе проектов театральных помеще­ний. Здание это построено на месте сгоревшего (1896 г.) в 1897-1901 годах, выдержано в формах фран­цузского ренессанса.


В конце XIX зека заметную роль в формировании архитектурного облика города играет деятельность архитекторов Э. Брадтмана, П. Шлейфера, Р. Мельцера, Ф. Лидваля. На месте пустырей, малоэ­тажных усадеб вдоль Крещатика, Фундуклеевской, Владимирской, Большой Житомирской, Мариинской и других улиц возникали густо зстроенные кварталы с 3-4, а в начале XX века и 4-6-этажной застройки «доходными» домами. Например, возведенный в 1881-1882 годах особняк В. Ханенко (ар­хитектор Р. Мельцер) по ул. Репи­на, 15 (ныне Музей западного и восточного искусства); дом управ­ляющего имениями Терещенко (ул. К. Либкнехта, 14; арх. Р. Мельцер).


По проекту арх. О. Шилле в 1873 году на ул. Институтской бы­ло построено здание биржи. В 1883 она была переведена в здание на углу Крещатика и Институтской, построенное в 1882-1883 годах по проекту арх. Г. Шлейфера в фор­мах позднего ренессанса.


В 1913 году в стиле модерн по проекту архитектора Ф. Лидваля было построено здание российско­го банка внешней торговли.


В создании прилегающего к Крещатику района большую роль сыграли Э. Брадтман и Г. Шлей­фер, которые в течение 5-7 лет зас­троили эту территорию в основном зданиями в стиле венского модер­на. В 1897 году построена гостиница «Континенталь» (арх. Э. Брадтман, Г. Шлейфер), в которой, в частности, останавливались выда­ющиеся артисты.


В том месте, где расположен сейчас Украинский драматичес­кий театр им. И. Франко, был в конце XIX века… пруд. Домостро­ительное общество (во главе с арх. Г. Шлейфером) засыпало его, и в 1898 году тут возвели двухэтажное здание для русского театра Н. Соловцова (арх. Э. Брадтман, Г. Шлейфер).


На ул. Воровского (№ 24) в 1897 г. по проекту архитектора Г. Шлейфера построено первое ком­мерческое училище (ныне инсти­тут народного хозяйства).


Перечисленным далеко не ис­черпывается список сделанного архитекторами и инженерами не­мецкого происхождения. Цель у нас другая: на этом примере на­помнить всем, что к культурной и научной славе Киева и Украины в целом приложили руки и ум «все сущие в ней народы». И наш святой долг — помнить об этом всегда, жить в согласии и сообща строить богатое демократическое государство.