Но катание было чревато опасностью – на Днепре случались внезапные шквалы, переворачивавшие утлые лодочки. Недаром вдоль реки у Киева были налажены дежурства местного отделения “Общества подания помощи при кораблекрушениях”, устав которого утвердили еще в 1871 году. Состоятельные киевляне приобретали собственные яхты и становились членами местного яхт-клуба, основанного в 1887 году.

На Днепре регулярно проводились регаты. Город предоставил сообществу яхтсменов участок земли на Трухановом острове. Там были возведены клубное здание, мастерские по постройке и ремонту яхт, боны и другие необходимые сооружения, рядом разбили живописный парк. Строительством занимались члены клуба, среди которых были известные специалисты – инженер путей сообщения Николай Максимович, архитектор Владимир Николаев, военный инженер Михаил Фабрициус и другие. А для изготовления яхт был выписан опытный мастер из Кронштадта.

В начале ХХ века уже были известны и моторные лодки. Одной из них – с мотором “Мерседес” – владел знаменитый киевский архитектор Владислав Городецкий. Моторка служила ему для того, чтобы перемещать с места на место целую виллу на воде – плавучую дачу, которую зодчий в соответствии со своим охотничьим увлечением назвал “Сафари”. Хорошо знавший Городецкого киевский зоолог Эдуард-Николай Шарлемань вспоминал, что “это был красивый павильон в мавританском стиле, весь, как кружево, изукрашенный резными деревянными узорами, строенный из еловых досок и бересты, которая служила обоями, с цветниками, верандами, большими зонтиками, библиотекой, кухней на нижнем этаже и с каютами для гостей, с кроватями, умывальниками, с водопроводом и т. д.”. Рассказывали даже, что в днище “Сафари” имелись специальные иллюминаторы, через которые можно было наблюдать за жизнью речных обитателей. 

Паломничества по воде В эпоху пароходов групповые прогулки киевлян на водном транспорте не были столь популярны, как в наше время. Но все же порой они проводились. Чаще всего это делалось с познавательной целью для учащихся. Важную роль в подобных мероприятиях играл Давид Марголин – известный киевский предприниматель и филантроп. Он был фактическим хозяином пароходства по Днепру и время от времени бесплатно предоставлял речные суда для экскурсий гимназистов и гимназисток. Его добрые дела высоко ценились: коммерции советник Марголин состоял почетным блюстителем Фундуклеевской женской гимназии в Киеве, удостаивался за полезную деятельность чинов и орденов. 

Приятными речными прогулками становились поездки на рейсовых пароходах в дачные местности. К примеру, внизу по Днепру находились Китаевские дачи. Они обходились совсем недорого – каких-то 15-20 рублей за комнату на весь летний сезон. Каждое утро пароход возил желающих из Киева к Китаевской пристани, а в четыре часа пополудни следовал обратно. Среди пассажиров можно было встретить не только дачников, но и богомольцев. Ведь неподалеку размещалась Китаевская Свято-Троицкая пустынь – известная обитель со старинными пещерами. 

Катер-перевозчик (“лапоть”) среди яхт у Труханова острова. С открытки 1950-х гг.

Точно также паломники и дачники плавали вверх по Днепру. Здесь находилась знаменитая казацкая святыня – Межигорский монастырь, в котором с конца позапрошлого века возобновились богослужения, прерванные при Екатерине II. Никому не приходило в голову огораживать Межигорье стеной пятиметровой высоты, сюда свободно добирались по реке богомольцы. А монастырская гостиница летом служила дачным пансионом для одиночек и малосемейных. Немало киевлян за умеренную плату пользовались всеми преимуществами Межигорья – тишиной и уютом, купальнями на открытом берегу, отличной рыбной ловлей. 

В “лаптях” и “Москвичах” 

В советское время пыхтящие дымом пассажирские пароходы уступили место разнокалиберным теплоходам. Уцелевшие паровые суда курсировали по совсем уж коротким маршрутам, совершая челночные перевозки с берега на берег. Так, до постройки в 1957 году пешеходного моста к городскому пляжу на Трухановом острове туда день-деньской сновали небольшие катера. За непритязательный внешний вид киевляне окрестили их “лаптями”. Более представительно выглядели прогулочные речные теплоходы типа “Москвич” с характерными закругленными формами. Они вмещали 150 человек в салонах и на открытых палубах. Еще больше пассажиров – 220 – принимали на борт теплоходы типа “Бойченко” (названный по фамилии известного украинского писателя и комсомольского деятеля Александра Бойченко). Здесь палуба в кормовой части была покрыта тентом, к услугам пассажиров имелся буфет.  Возможности для речных прогулок были разнообразнейшие: панорамные экскурсии по реке в сопровождении гида, выезды в устье Десны или на живописные острова. Все это стоило буквально копейки, а для групп из 15 и более человек применялся льготный 50%-ный тариф. 

Пароход у пристани в Межигорье. С открытки начала ХХ в.

КСТАТИ 

Пикник для политиков 

Пикники по реке – одна из популярных ныне форм корпоративов – не раз проводились и в прошлом. К примеру, из воспоминаний Константина Станиславского в книге “Моя жизнь в искусстве” можно узнать, что во время киевских гастролей труппу Московского художественного театра погрузили на специально нанятый пароход и повезли кататься под музыку оркестра. А когда причалили к живописному лугу, то продолжили гуляние на природе. В июне 1917-го специальное прогулочное судно приняло на борт политических деятелей. В то время в Киеве велись напряженные переговоры между сторонниками Временного правительства и Центральной Радой. Для сглаживания противоречий между участниками им устроили совместное катание по Днепру с вином, закуской и песнями.