Крупнейшая гавань Европы

Река Днепр со своими судоходными притоками – Припятью, Сожем, Березиной  и Десной  с древних времен являлась важнейшим водным путем, соединявшим народы севера и юга. С IХ-ХI вв. до начала XVIII в. киевская гавань «Притока» находилась на берегу реки Почайны. Затем в песчаной косе, отделяющей гавань от русла Днепра, прорыли канал, и Днепр, изменив направление потока, пошел по нему, поглотив Почайну и разрушив 300 дворов на набережной Подола. С этого времени на Подольской набережной правого берега Днепра на сравнительно небольшом участке береговой полосы и расположилась пристань, где стали проводиться перегрузочные работы. Скопление складов, наличие горючих материалов, близость стоянки судов и плотов,  наличие многотысячного отряда сезонных работников, проживавших здесь же на судах, представляли реальную опасность для города как в санитарном, так и в пожарном отношениях. Только в середине ХIХ в. здесь была построена пристань длиной 1770 м, нижняя часть которой начала принимать пассажирские суда. И, наконец, в 1899 г. тут официально появилась одна из крупнейших гаваней Европы с линией причала более 3 км.

Причал Куприна

Спустя короткое время вдоль берега, гавани и  пристани начали появляться  столовые, чайные, рестораны и гостиницы низкого пошиба. В них в основном встречались матросы и рабочие, зарабатывающие на разгрузке и погрузке пароходов и барж. Впрочем, многие из них не имели жилья и спали под открытым небом в так называемых «кукушкиных дачах» – пещерах,  вырытые в откосах Днепра.
В 1894 году в Киев приехал тогда еще малоизвестный литератор Александр Куприн. На вокзале он попросил извозчика отвести его в самые дешевые в городе меблированные комнаты. Так он оказался в районе киевской гавани.
Оставив вещи в номере, Куприн пошел к Днепру, и попросился разгружать  баржи с арбузами. Полутора рублей, заработанных им за этот нелегкий труд, хватило на обед и ужин. Проживая в здешних гостиницах «Днепровская гавань» и «Сербия» с 1894 по 1896 гг., Александр Иванович написал свои  знаменитые «Киевские типы» и «Миниатюры», а также подобрал материал для скандальной «Ямы».

Мощь колесных пароходов

«Весной 1961 года в Киеве торжественно открыли новый речной вокзал.
– Его стены были облицованы инкерманским известняком, а цоколь сделан из полированного гранита, – вспоминает ветеран труда Григорий Лющенко, принимавший участие в строительстве речного вокзала и проработавший здесь до ухода на пенсию. – Башню на крыше венчал шпиль с каравеллой-флюгером. Ее мачты и парус были из дюралюминия, покрытого золотом. На торжественное открытие прибыли лидер КПУ П. Шелест, председатель Киевского горисполкома А. Давыдов и другие официальные лица. Первым пассажирам вручили памятные подарки, и вокзал, рассчитанный на 550 пассажиров, начал интенсивную работу.
В первое время здесь работали огромные колесные пароходы. Например, только до Херсона ежедневно ходило по два парохода – один грузовой, другой – пассажирский. Затем пароходы сменили суда на воздушных подушках – так называемые ракеты и метеоры. На них можно было добраться в Черкассы, Запорожье, Днепропетровск, Кременчуг и даже в белорусский Мозер и Гомель.

Малолюдно сегодня у речного вокзала. Давно не работает ресторан «Одесса», а катера используются в основном для прогулок и экскурсий. Но несмотря ни на что речной вокзал, напоминающий гигантский белый корабль, остается прекрасным