Судьбу Музея истории предопределило грустное соседство с Верховным судом Украины — органом правосудия, стоящим, согласно законодательству, на страже законных интересов каждого гражданина нашей державы. Концентрация желудочного сока, выработанного в утробах вершителей правосудия, за десять лет противостояния музея и юристов, возжелавших овладеть зданием и позарившихся на один из двух киевских дворцов, достигла критической массы 11 сентября 2003 года. Аппетит в тот день стал таким диким, что Кабмин, безусловно, под давлением его главы, гаранта Конституции и некоторых силовиков издал распоряжение № 506-р “Про розміщення Верховного суду України”. Распоряжением предписывалось вселить Верховный суд в здание Кловского дворца, а всю коллекцию Музея истории Киева переместить во Дворец искусств “Украинский дом”. Это распоряжение вызвало возмущение общественности, под натиском которого высший орган законодательной власти уже неделю спустя принял постановление №1201-IV “Про необхідність збереження цілісного унікального історико-архітектурного та музейного комплексу Кловський палац (пам’ятка архітектури XVIII ст.) — Музей історії м. Києва”, в котором рекомендовал Кабмину пересмотреть свое распоряжение, поскольку таковое противоречит как минимум трем законам Украины: “О музеях и музейном деле”, “Об охране культурного наследия”, “О собственности”… Но чуда не произошло. Самодовольные работники правосудия, воспользовавшись отсутствием реакции со стороны Кабмина, буквально вытеснили научных сотрудников из здания, а затем потребовали в кратчайшие сроки демонтировать экспозицию, упаковать в ящики и мешки уникальную коллекцию и фонды — 250 тысяч экспонатов, погрузить на грузовики и перевезти на Крещатик. В мае 2004 года, накануне очередного Дня Киева, в осиротевшее здание дворца пришли строители. Сейчас дворец активно ремонтируется, очевидно, с нарушением строительных норм. Поговаривают, что коробка здания дала трещины. Его приходится укреплять многометровыми сваями. Крыши нет, ее разобрали. Впрочем, судя по тому, что здание не возвращают законному собственнику — городу, “крыша” осталась. Вот уже год в крохотных служебных помещениях четвертого этажа “Украинского дома”, обреченные на медленную смерть, немым укором властям, допустившим эти репрессии, пылятся экспонаты с инвентарными номерами (словно бирки на ногах убиенных). По-моему, это как в оккупацию, когда культура была спрятана от неприятеля очень и очень глубоко. Трудно рассказать хромому об искусстве Герберта фон Караяна, если сразу же напомнить ему, что он хромой… Примерно так выразился Михаил Жванецкий. Трудно чиновникам осознать в силу исторического нигилизма, отсутствия гуманитарного образования и элементарного воспитания, что гибель исторического наследия означает нацию без будущего, ибо не бывает такового без прошлого. Больно и обидно…


Ну и что же произошло, спросит нетерпеливый читатель? Музей де-юре существует. Более того, на выделенной половинке третьего этажа можно разместить малую толику экспозиции. Правда, на другой половинке требуется разместить ни много ни мало… Музей Ленина со всеми его шалашами и макетами домиков, где проходили съезды РСДРП, броневиками и пулеметами типа “Максимъ”. Как и прежде, во Дворце искусств “Украинский дом” (какая прелесть уже в самом названии, если учесть его нынешнюю деятельность!) сохраняется традиция проведения выставок-ярмарок по продаже белья, косметики, зубных щеток, подгузников и гигиенических прокладок (на первом и втором этажах)… Чтобы выставить хотя бы десять процентов бесценных экспонатов, Музею истории Киева нужно все здание. Но кто же отдаст скромному учреждению культуры (пусть и с мировым именем) такой золотой прииск?! Поэтому вот уже год в древнейшем европейском городе, два объекта которого входят в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, нет собственного музея исторического и духовного наследия. За последний год по понятным причинам поредели и ряды научных сотрудников музея. Вот уже год киевляне и гости лишены возможности прикоснуться к неповторимой киевской старине. Город строит новоделы, передает в многолетнюю аренду частникам заповедные зоны, открывает все новые и новые торговые центры, возводит цирки, уничтожает старейший в Европе трамвай, рубит гектарами зеленые насаждения и т. п. Общественность бьет в набат, но власть остается глухой и к тому же немой, ибо никак не реагирует на озабоченность горожан. Случай с Музеем истории Киева — вопиющий. Об этом говорилось на недавней пресс-конференции, состоявшейся с участием ученых, историков, неравнодушных киевлян в “Кобзарській світлиці”, что на третьем этаже здания. Приглашенный на нее господин Быструшкин, который пока еще возглавляет Управление культуры столицы, на пресс-конференцию не пришел. Директор музея Тамара Хоменко предположила, что он был занят более важными делами. За аренду зала музей заплатил “Украинскому дому”, где на первом этаже торговали лубочными картинками, лифчиками и трусами… Словом, “Украинский дом” жил своей обыденной жизнью. На дворе стоял март 2005 года, в соседнем с музеем подземном переходе — “трубе” — торговали оранжевой символикой. Доносилась до боли знакомая мелодия “Нас багато і нас не подолати”. Видимо, нас на самом деле очень и очень мало…