Только в 1830-х годах срыли вал Старокиевской крепости в районе нынешнего Майдана. До тех пор место Почтамта, по сути, было частью крепостной эспланады. Известно, что некоторое время это место составляло собственность города, здесь даже стоял, согласно архивному документу, “ветхий городской деревянный дом”. Но затем участок на застраивающемся Крещатике приобрел один из самых состоятельных киевлян – аптекарь-немец Иоганн Эйсман. В 1848 году архитектор Николай Самонов составил для него проект двухэтажного каменного доходного дома с магазинами в первом этаже. По тогдашнему обыкновению, оригинальные проекты каменных строений в империи подлежали утверждению самим царем Николаем Павловичем. В марте 1848 года “Государь Император Высочайше повелеть соизволил представленный при сем фасад переделать, дав ему лучший вид”. Переделку (касавшуюся только оформления фасада) выполнили специалисты из Главного управления путей сообщений и публичных зданий, после чего в сентябре того же года царь одобрил проект. До конца 1840-х годов дом был уже готов.



Фото 1870-х гг.


Здесь этот дом позднеклассической стилистики по Крещатику, 20/1 занимает центральную часть кадра. В 1862 году Иоганна Эйсмана не стало; его потомки владели ценной недвижимостью вплоть до революции. В 1890-х годах здание было надстроено третьим этажом. Таким оно оставалось вплоть до сентября 1941 года.


Вот один из самых последних снимков, где еще можно его видеть (справа, с вывеской “Гастронома”):



На этом фото любопытствующие киевляне глазеют на немцев, 19 сентября вступивших в город. Но не пройдет и недели, как начнутся взрывы и пожары Крещатика. В числе других сгорит и бывший дом Эйсмана.


На послевоенном снимке его место уже освобождено от руин.



Фото середины 1940-х гг.


От примыкавшего к нему со стороны площади корпуса бывшей гостиницы “Россия” еще оставались стены, но вскоре и их разобрали.


Тем временем активно велось проектирование нового Крещатика. Авторы конкурсных проектов, естественно, придавали большое значение объекту на углу главной улицы и главной площади. Вот каким его видел, к примеру, тогдашний президент Академии архитектуры УССР Владимир Заболотный:



(Смотрим со стороны Укоопспилки).


Но победила, как известно, другая концепция. В рамках этой концепции был разработан проект здания Почтамта (точнее, Главпочтамта; известен также как Дом связи, поскольку в нем были предусмотрены и помещения Министерства связи УССР).


Ведущим проектировщиком Почтамта стал известный киевский архитектор Борис Приймак.



Б.И.Приймак



В проектировании участвовали также В.Ладный, Г.Слуцкий, З.Хлебникова.


Любопытно отметить, что тот самый двухярусный портал, который 20 лет назад постигла катастрофа, первоначально не должен был появиться. На проекте мы видим обычный, одноярусный портик.



Но по ходу строительства главный вход сделали более грандиозным, более монументальным. Подобные двухъярусные решения в те же годы применяли и в других строениях – на Крещатике по обе стороны метро “Крещатик”, на Красноармейской, 48.


Возведение Дома связи длилось с 1952 по 1957 год.



Фото 1950-х гг.



Несмотря на развернувшуюся в те годы борьбу с “архитектурными излишествами”, его облик практически не понес утрат. Более того, решение почтамта и всей прилегающей части Крещатика оказалось настолько убедительным и эффектным, что изображения этого места сразу же были растиражированы. На фотоснимках, в открытках…



Открытка 1959 г.



…и даже на почтовых марках.



Марка СССР 1958 г.


С тех пор это здание стало одно из самых посещаемых. Тысячи людей ежедневно обращались сюда за почтовыми услугами, пользовались переговорными пунктами, филателисты покупали новейшие марочки или ставили спецгашения…


Облик Почтамта не менялся и в последующие десятилетия.



Открытка 1960-х гг.


Но… порой раздавались тревожные звоночки. Об одном из них я сейчас нашел запись у себя в дневнике за 17 июля 1985 года:


Выйдя вечером на Крещатик, я увидел толпу у Почтамта. Женщина на носилках, накрытая простыней – из-под простыни рука наманикюренная. Струя воды из автомата газировки, рядом струя крови. Валяются обломки камней. Оказывается: от карниза отвалился кусок лепнины. Насмерть. Ничего себе – дом-убийца.


Вдоль фасадов крещатицких домов протянули защитные сетки. Однако 2 августа 1989 года они уже ничем не могли помочь…



Спасательные работы у Почтамта. Фото Ефрема Лукацкого (из альбома “Ukrainian Pictures”)


О том, как, начиная с левого пилона, заваливался портик, оборвав 11 жизней, уже многое написано (в сети легко нагуглить публикации об этом). Много переговорено и о возможных причинах обрушения. Вроде бы до сих пор нет единого мнения: кто-то кивает на смещение почвы из-за подземного комплекса под площадью, кто-то указывает на непродуманные ремонтные работы с отбиванием облицовочных плит… Были даже в ходу байки о “диверсии” пленных немцев, якобы сознательно построивших этот портал непрочным (какие там пленные немцы в середине 1950-х годов, когда возводили эти пилоны?!).


Пока велись разговоры, почтамт стоял без портика. На снимке, который я сделал больше года спустя, восстановительные работы еще не начинались:



Фото октября 1990 г.


Пространство перед входом в Почтамт обнесено забором. А на площади (тогда еще Октябрьской революции) бурлит студенческая голодовка!


По горячим следам трагедии власти бросились проверять другие подобные сооружения. Они тоже не внушали доверия. Двухъярусный портал на Красноармейской со временем отремонтировали. А на Крещатике, слева от метро, попросту разобрали. Так здесь и осталось голое место:



Что же касается самого Почтамта, то его прежний вход в конце концов восстановили. Помню, как каждый пилон “нанизали” на толстую металлическую трубу с мощнейшим основанием. Такое впечатление, что теперь этот портик будет стоять железно, даже если все остальное здание развалится…


К середине 1990-х годов все было готово. Вскоре перед возрожденным порталом появился новый обитатель – архангел Михаил в качестве точки отсчета расстояний от города.



Открытка 1996 г.


Недолго ему довелось тут красоваться. Лет через пять крылатый покровитель Киева, как известно, улетел в Донецк. Вместо него на колонну взгромоздили глобус с почтовыми голубями. Зато Почтамт стоит нерушимо.


Правда, различие с обликом здания до обрушения все же имеется.


Во-первых, на эмблеме в веночке, помещенной над карнизом, не стали восстанавливать советскую символику – серп и молот. Оставили только едва заметное солнышко:



А во-вторых, из каких-то перестраховочных (или экономических?) соображений весь фасад Почтамта “обстригли”.


Вот открытка 1987 года:



Как видим, и со стороны Крещатика, и со стороны площади над зданием проходит внушительный парапет.


Но при восстановлении портала его убрали и заменили примитивной металлической оградкой.



Так что аттик с эмблемой, служивший раньше центральным звеном парапета, теперь сиротливо торчит над порталом… И выглядит одно из приметнейших зданий столицы каким-то “обгрызенным”, недоделанным. Жаль.