Чем это грозит?

Конечно, и у противников концепции застройки набережной есть ряд весомых аргументов. Во-первых, эффектные на рисунках здания вдоль Набережного шоссе упрутся тыльными фасадами в многометровый склон горы, что будет не слишком уютно для их обитателей. Во-вторых, подземная трасса длиной около трех километров, при наших бэушных машинах и культуре вождения, обречена на систематические аварии и заторы. И, в-третьих, в наш безумный террористический век страшно даже подумать, в какую смертельную ловушку может превратиться подземный тоннель…

Эти соображения только подчеркивают противоестественность самой идеи – устроить зону развлечений вдоль шоссе, прижавшегося под кручей. Кажется само собой разумеющимся, что прогулки по набережным уместны в низинных частях города, как у нас на Русановке или Оболони, в районе метро «Минской». Но там, где берега реки высокие и крутые, места отдыха традиционно размещаются на их верхней кромке. Именно так поступали киевские градостроители, прокладывавшие над обрывом аллеи Купеческого и Царского сада, с которых открывались ландшафты не менее впечатляющие, чем те, что мы видим сегодня с обзорной площадки у Мариинского дворца.

 

Где киевляне отдыхали раньше

И все-таки нельзя отрицать правоту тех, кто говорит о назревшей проблеме заброшенных днепровских склонов. Но почему перед тем, как принимать решение необходимо не проанализировать тщательно все аспекты – экологические, эстетические, исторические?…

Набережное шоссе на участке между Пешеходным мостом и мостом Метро никогда раньше не использовалось как прогулочная зона. Вдоль берега тянулись причалы и складские площадки, само же шоссе проложили в середине XIX столетия – для транспортной связи Подола с Цепным мостом, стоявшим на месте нынешнего моста Метро. Строили дорогу, прежде всего из оборонительных соображений, Военный статус исключал гражданскую застройку местности, и лишь к концу позапрошлого столетия, когда крепость морально устарела, здесь появились жилые дома. Но и то не вдоль шоссе, а значительно выше, на улочке-террасе, названной по фамилии местных домовладельцев Козловской, которая ныне стала частью Парковой дороги.

Современным киевлянам трудно поверить, что знаменитые зеленые склоны образовались преимущественно в послевоенные годы, а раньше они представляли собой голые глинистые обрывы. Лишь в конце 1940-х годов эти места обрели статус парковой зоны. Именно тогда проводилось их активное озеленение, разбивка цветников, трассирование Парковой дороги, строительство вдоль нее цепочки спортивных сооружений, аттракционов. Огромной популярностью пользовались здешние рестораны с живописными павильонами, верандами, беседками. Склоны пронизали благоустроенные прогулочные аллеи. Тогда же построили Зеленый театр – крупнейшую в то время аудиторию города на 4000 мест. После того, как в 1957 году на Труханов остров был переброшен Пешеходный мост, парки над Днепром и пляжи на острове образовали единый организм. Жизнь на склонах била ключом, здесь проводили свой досуг тысячи киевлян. Но со временем притягательность этого места слабела.

 

Даешь Козловскую улицу

Благодаря прокладке метрополитена, начиная с 60-х годов, все более популярным местом отдыха становился Гидропарк, а массовые зрелища переместились в Октябрьский дворец и дворец «Украина». Зона отдыха над Набережным шоссе постепенно опустела и одичала. По Парковой дороге устремился транзитный поток транспорта, на Фестивальную аллею нынче боязно заглядывать в сумерках, а Зеленый театр лишь недавно выведен из разрухи.

Так почему бы, вместо того, чтобы перестраивать под прогулочную зону набережную, не поддержать давние замыслы и не вернуть этим местам былую привлекательность? Имея готовую транспортную нить (Парковую дорогу) и пешеходный променад (Фестивальную аллею), можно использовать пространство между ними для постройки разнообразных развлекательных заведений. Тем более, что именно в этом пространстве когда-то стояли домики Козловской улицы. Разумеется, склон «потянет» только малоэтажные строения, примером которых до сих пор остаются корпуса бывшей детской больницы начала ХХ века на Парковой дороге. В зданиях подобного вида могли бы теперь разместиться небольшие отели, рестораны, студии и салоны, галереи, казино, элитные клубы. На том же склоне, как встарь, найдется место для тренировочных площадок и манежей. Если обдуманно «почистить» полудикие заросли на склоне перед Фестивальной аллеей – отсюда откроются прекрасные ландшафты. Эта зона включит в себя и Зеленый театр, а ее естественным пределом станет заповедная Аскольдова могила.

Надо признать, однако, что сегодня общественный транспорт по Парковой дороге не ездит, а идти туда пешком – путь неблизкий. Но уже не один год высказывается идея прокладки к Зеленому театру подземного туннеля от промежуточной площадки станции метро «Арсенальная», расположенной достаточно близко. Если подключить сюда метрополитен, ситуация в корне изменится.

Вот таким образом, не искажая исторический ландшафт и не теряя своеобразия днепровских склонов, мы смогли бы оживить заброшенное пространство и фактически довести до логического завершения полезные замыслы наших предшественников. А Набережное шоссе, конечно же, лучше оставить в его естественном виде. И ни в коем случае не уничтожать тут трамвайный путь: он еще сыграет свою роль, когда зайдет речь об освоении нынешней промзоны на Теличке. И не загораживать скороспелыми строениями уникальный зеленый массив – природный «цоколь» живописного надднепрянского силуэта.

 

Что такое «Подольский верк»

На старых фотографиях киевского берега Днепра можно видеть под самым склоном массивную башню. Через специальные туннели под ней пропущено Набережное шоссе. Это сооружение, воздвигнутое в середине позапрошлого века, известно под названием Подольский верк (в переводе с немецкого – строение, укрепление). Его предназначили для контроля движения вдоль Днепра. С нагорными укреплениями Печерской крепости Подольский верк связывали две кирпичных подпорных стены в толще склона (верхняя стена потом стала частью Зеленого театра).

Башня над шоссе достояла до послевоенных лет, но потом ее разобрали. А ведь сейчас именно с ее помощью, четко следуя исторической схеме Печерской крепости, можно было бы связать зону Парковой дороги с Набережным шоссе. Если выстроить над шоссе подобие утраченного Подольского верка (конечно, с более просторным проездом для транспорта) и соединить его с возможным выходом метро у Зеленого театра эскалатором, то это здание-башня подойдет и для торговли, и для причала речных теплоходов. А на просторной плоской крыше разместится ресторан и даже – почему бы нет? – легкая канатная дорога к Матвеевскому заливу.