«Газета…» разобралась, что сейчас происходит на острове, каким может быть его будущее, и составила карту, что же там находится


Зона застройки отелями и коттеджами, заказник с девственной природой или промзона со свалками и «чернобыльскими» пейзажами – уже почти 10 лет в городе не могут определиться с будущим Жукова острова. Экологи держат удар застройщиков, однако с каждым годом на «Жучке» все больше мусора, а мостики над романтичными каналами, напоминающими то ли Венецию, то ли африканские леса, давно пришли в негодность. При этом на острове уже сейчас работают два ресторана, два завода, база перевалки песка, лодочная станция (РОП-3), есть садовый кооператив и несколько неизвестно как появившихся коттеджей. «Газета…» пообщалась с людьми, которые непосредственно занимаются Жуковым островом – как и природу сохранить, и зону отдыха обустроить.


– Впервые о застройке Жукова острова заговорили в 2002 году, – вспоминает Андрей Рипинский, глава общественной организации «Корчеватое – наш дом». – В 2003 году Голосеевская РГА заказала разработку детального плана территории (ДПТ) острова – с того времени экологи начали бить в набат. Интересно, что архитекторы предложили 4 варианта границ заказника – Киевсовет выбрал наименьший по площади. Однако ДПТ до сих пор не прошел общественные слушания – местные жители категорически против.

Например, нам предложили превратить тихую набережную над пляжем в четырехполосную транзитную дорогу. На последние слушания осенью разработчики вообще не привезли проект. Хотя судьбу Жукова острова нужно обсуждать, причем на городском уровне – пригласить экологов, архитекторов, прессу, организовать телетрансляцию.

Андрей Рипинский также пояснил «Газете…», что застройка «Жучки» довольно проблематична даже технически.

– Луга на острове ежегодно затапливаются весной, ездить можно только по дамбам. Но и они подчас уходили под воду – в 1980-х, при не самом большом паводке, дорога была на полметра под водой. Конечно, можно намыть 5-6 метров, однако через остров проходит множество серьезных коммуникаций: три мощные ЛЭП, газопровод высокого давления к ТЭЦ. Даже без статуса заказника существует множество технических ограничений по охранным зонам вокруг этих объектов. Вот относительно недавно, когда земснаряд начал качать песок на внутреннем озере, возникла угроза подмыва этого газопровода.

Одна из идей Андрея Рипинского – превратить в музей остатки недостроенного железнодорожного тоннеля, который пытались проложить под Днепром до войны. Ведь на Жуковом острове сохранился самый известный его участок – длинная «труба», понемногу уходящая под воду – «титул №6». «Титулами» называют строительные площадки «сталинского метро». Неподалеку – «титул №5», на берегу залива Старик – еще донедавна здесь находилась небольшая воинская часть. А на соседнем острове Водников, на территории базы Киевского судостроительно-судоремонтного завода, находится «титул №4» – здесь и случилась авария при прокладке тоннеля, а также сохранился довоенный корпус компрессорной и трансформаторной станции.

Пока экологи воюют с городской властью в судах, на самом острове уже готовятся к весне и приезду отдыхающих. Понемногу реанимируется КП «Дозвілля», которое создано еще в 2002 году для развития зон отдыха в Голосеевском районе, однако до сих пор единственным его занятием было содержание поста при въезде на остров. О ближайшем будущем «Жучки» «Газета…» расспросила у назначенного в ноябре прошлого года директора КП «Дозвілля» Евгения Шенцева.

– Наша первая задача – это восстановить сожженный экологический пост, а также организовать посты на остальных въездах на Жуков и Галерный острова, – рассказал Евгений Шенцев. – И обустроить зоны отдыха – с мусорниками, столиками под навесами – как в буферном парке на Виноградаре. И, конечно, не посреди луга – чтобы сохранить природу. Сейчас готовим документы в райсовет, чтобы внедрять наши проекты. Предприятие может себя содержать, однако нужны стартовые средства – ведь у КП почти ничего нет. Тот же пост восстановить – это минимум 60 тыс. грн. Нужен киоск, обогреватель, шлагбаум и четверо сотрудников. Обязательно в форме – кто же будет платить полупьяному мужику в майке.
Евгений Шенцев планирует организовать стоянки для водного транспорта, пункта проката лодок, мест для рыбалки, а еще – проводить экскурсии для отдыхающих. Также, по его словам, КП «Дозвілля» со временем займется и обустройством пляжа на соседнем Корчеватом. Ведь кроме Оболони, это единственный пляж на правом берегу, летом здесь не протолкнуться – не зря местные жители в шутку называют свой район «ЮБК – южный берег Киева».

– Здесь можно сделать настоящий пляж, как «Майами-бич», со спасателями, прокатом шезлонгов, продажей еды и напитков, – говорит Евгений Шенцев. – Над пляжем – отличная полупешеходная набережная, ее бы благоустроить – и киевляне получили бы настоящий курорт.

Знающий человек
Нужно запретить въезд машин и брать деньги за вход
Алексей ВАСИЛЮК, зампредседателя Национального экологического центра:

–Весной, когда сойдет вода, на Жуков остров вновь хлынут автомобили. А наши люди, знаете, как умеют «отдыхать» – кучи мусора после них всюду. Хорошо, что заработает структура, которая будет заниматься островом.

Но брать деньги за въезд и пускать сюда машины – по сути нарушать положение о заказнике, куда въезд запрещен. Нужно закрыть въезд посетителей на автомобилях, устроить на въезде парковку, а деньги брать за вход – как в ботанический сад. Тогда и отношение отдыхающих к природе будет другое.

Увы, последнее судебное разбирательство по поводу отмены решения Киевсовета сократить площадь заказника закончилось не в пользу острова: 9 февраля 2010 года Апелляционный хозяйственный суд встал на сторону городских властей. Однако уже подана кассационная жалоба в Высший хозяйственный суд – мы надеемся все же отстоять остров.