В нем свыше 70 самолетов и вертолетов. А еще – ракеты, вооружение, двигатели. Настоящий полигон!

При входе стоит уникальный Ту-104, первый серийный – заводской номер 001. Он летал до 1958 года, пока не передали в НАУ “на растерзание” студентам. Он интересен своим салоном – в нем были обустроены “вип-места”: сзади сидели “простые смертные”, а в передней части находятся 4 отсека-купе с умывальниками, обивкой из бархата и красного дерева – для высших руководящих чинов.

Есть Ил-86 – самый первый, испытательный: в нем предусмотрен аварийный люк для экипажа – и Ил-18 №01.01. Илюшинское конструкторское бюро даже выразило благодарность киевскому музею за сохранение самолета – они думали, что его уже давно уничтожили.

“Летающий гастроном” и бомбардировщики

Больше всего поражает военная авиатехника – особенно когда узнаешь, что могли в свои лучшие годы эти мирно стоящие на траве “борта”. И какой ценой давались эти возможности…

– При испытаниях Су-24, до недавнего времени основного бомбардировщика украинской армии, погибло 10 пилотов и вышло из строя 13 машин, – рассказал начальник научно-популяризационного отдела Борис Антоненко. – Все потому, что его “учили” летать с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме на высоте 15–200 метров и быстрее скорости звука. В иракских войнах американцы не смогли сбить ни одного такого самолета.

Вот МиГ-25, за которым до сих пор мировой рекорд высоты – больше 37 километров. Поверхность корпуса прогревалась на сотни градусов, и на нем стояла мощная система охлаждения на… 200 литров водно-спиртовой смеси. За это самолет называли “летающий гастроном”. Член Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян говорил про него: “Если родина прикажет – заправим армянским коньяком”.

Кроме того, оказалось, что в Киеве – единственная в мире коллекции “Бэкфайеров” – стратегических бомбардировщиков Ту-22, способных нести ядерные бомбы. Боевые машины в рамках разоружения порезали американцы, но несколько экземпляров перевезли в музей – по частям. Рядом на тележках мирно лежат ракеты Х-22, каждая из которых способна уничтожить целый город.

Собрать самолет – дело хитрое

На Медовую захаживают не только рядовые посетители, но и люди, чьи судьбы были связаны с тем, что теперь стало музейными экспонатами, – летчики, которые сами сажали самолеты на последнюю стоянку. Приходят американцы, ветераны Афгана, участники съемок и почитатели фильма “В бой идут одни старики” – ведь тот самый самолет Леонида Быкова также находится на музейной площадке. Рядом – модель первого украинского, еще деревянного, самолета “Анатра-Анассаль” начала XX века. В 1912 году предприниматель Артур Анатра открыл в Одессе авиазавод, где выпускали по самолету в месяц. В 2005 году из Южной Пальмиры в Киев передали его модель в натуральную величину.

К сожалению, пока мало киевских самолетов КБ Антонова – всего три, в том числе знаменитый “кукурузник”. Сейчас есть предварительное согласие на передачу авиамузею пяти самолетов, в том числе гигантского “Руслана”, но впереди еще процедура перевозки. Впрочем, “крылатым” музейщикам к этому не привыкать.

Под открытым небом проводятся уникальные операции по сборке: сейчас самолеты поступают в основном автотранспортом в разобранном виде, подчас это около 20 трейлеров за раз! Зачастую это спонсорская помощь. Экспозиция пополняется каждый год. Сейчас около 10 самолетов готовятся к перебазированию, больше десяти – согласовываются на передачу. С каждым годом все больше экспонатов, в которые можно попасть внутрь.

“Нам хотя бы маршрутку на выходные…”

Прежде чем полюбоваться на всю эту красоту, туда еще нужно добраться. Дорога “на музей” начинается с вечно запруженной Севастопольской площади и продолжается по улице Народного ополчения, которая еще в 1970-х должна была пролегать мимо аэропорта к нынешнему Национальному Экспоцентру. Но, очевидно, возникли проблемы с землеотводом, и ее довели только до улицы Медовой. К Евро-2012 “грозятся” обновить аэропорт “Киев”, тогда и Медовая станет другой (сейчас это проезд между летным полем и промзоной). Кое-что уже сделали – благодаря указателям потеряться сложно, да и районные власти обустроили тротуары, установили новое освещение.

– Проблема транспортного сообщения для нас самая сожная, – рассказал “Газете…” директор музея Юрий Зиатдинов. – Когда-то сюда ходила маршрутка, но ее закрыли как нерентабельную. Нам хотя бы маршрут на выходные, в теплую погоду посетителей много. До терминала всего 2 км, посетителями могли бы быть и пассажиры авиарейсов. Как в Париже – там музей “Ле-Бурже”, где проходят всемирно известные авиасалоны, расположен недалеко от аэропорта “Шарль де Голль”.
До сих пор у авиамузея нет своих админпомещений и залов для экспозиций, где можно было бы разместить двигатели, фотографии, книги. Неплохо бы иметь и ангар для реставрации, ведь некоторые самолеты серьезно страдают от ветра.




Плати – и лети

Дни работы: со среды по воскресенье.

Адрес: ул. Медовая, 1, тел.: 241-25-83, 461-64-85 (добираться с Севастопольской площади троллейбусами №21 и №40 до поворота на Турецкий городок, а оттуда пройти пешком).

Стоимость билетов – 12 грн, для студентов – 6 грн, для учеников и ветеранов труда – 3 грн.

Посещение самолета – 2 грн.

Видеосъемка – 10 грн, фотосъемка – 5 грн.

Экскурсия – от 30 до 60 грн (в зависимости от детальности осмотра).

Возможен прокат экспонатов (проведение мероприятий внутри самолетов: съемки, презентации и т.д.).

Цены за час: малые – 81 грн, средние – 200 грн, большие – 270 грн.




Над Краковом до сих пор летают самолеты Геринга


На Западе созданием таких музеев озаботились еще несколько десятилетий назад. В чешском “Прага-Кбели” в экспозиции воссоздана атмосфера мастерских или аэродрома – стоят станки, автомобили, манекены летчиков в форме тех лет.
В Вашингтоне музей расположен в огромном ангаре близ аэропорта “Кеннеди” – он длиной в километр и высотой с 10-этажный дом.

“Высшим пилотажем” считается, если при музее есть действующие экспонаты. Тогда можно устраивать исторические авиашоу. В этом отношении повезло Кракову – железнодорожный состав с коллекцией Геринга на момент окончания войны оказался на территории Польши. Раз в год здесь проводят “пикник” – грандиозное шоу, за счет прибыли с которого музей живет целый год.

Крупнейшим в Западной Европе считается английский “Даксфорд”, в Восточной Европе – “Монино” в Подмосковье. И неудивительно – здесь делали последнюю посадку практически все образцы советской авиатехники. Но, к сожалению, полноценным музеем назвать его сложно. Это, скорее, плохо охраняемая стоянка уникальных машин – на развитие не хватает средств, а штат сотрудников мизерный: 6 человек на 170 машин.