Тогда, в детстве, казалось, что какой-то великан накинул на жилые многоэтажки свои огромные яркие ковры. Впоследствии я узнал, что это сравнение не так далеко от истины. В работе над монументальными панно, выполненными в 1967 году, в “шелестовский период”, активно участвовали знаменитые мастера Иван и Мария Литовченко, которые прославились грандиозными гобеленами – некоторые из них украшают сегодня интерьеры библиотеки имени Вернадского. Оформляя Дворец культуры для работников Чернобыльской АЭС, эти художники умудрились соединить в одной композиции настоящие алюминиевые трубы и текстильную фактуру гобелена. Эта работа, известная далеко за пределами Украины, оказалась безвозвратно утерянной – а вот дома на проспекте Победы, оказывается, хорошо известны в фотокаталогах западных ценителей художественной архитектуры.


Советская школа монументализма, представители которой учились непосредственно у архитектора Оскара Нимейера и великих художников Давида Сикейроса и Диего Риверы, не раз посещавших послевоенный СССР, считалась тогда авангардом отечественного творчества. Декоративно-прикладное искусство того времени в буквальном смысле скрашивало типовые серые кварталы окраинных массивов. Монументальные композиции на торцах зданий встречались в то время так часто, что их направление породило специальный термин – “торцизм”.


Шесть панно на проспекте Победы – самые известные образцы этого своеобразного жанра, но вообще Киев украшает множество подобных работ. Достаточно вспомнить композицию на заводской стене на углу Константиновской и Еленовской улиц. К сожалению, вандалы попортили этот художественный памятник, пытаясь отбить нарисованные на нем серп и молот. А на Троещине при строительстве Первого жилмассива использовались специальные технологии покраски и облицовки, позволявшие покрывать рисунками огромные шестнадцатиэтажки.


Многие смелые решения “советского монументализма” пришлись не по нраву тогдашним чиновникам, и потому работа над мозаиками проспекта Победы была заморожена на долгие годы – по существу, она закончилась только в восьмидесятых. Кроме того, по указке свыше были уничтожены яркие мозаики в зале ресторана “Метро” авторства все тех же Литовченко. Местное население, напротив, полюбило яркие композиции на своих “цветных” домах, каждый из которых получил собственное прозвище. К примеру, дом с антивоенной композицией был известен как “Вася-с-Ножичком”, здание с мозаичными рабочими именовалось “Дом с мужиками”, а другие девятиэтажки называли еще проще – “Герб” и “Каштан”.


А совсем недалеко от “шестидесятнических” мозаик, напротив метро “КПИ”, по адресу проспект Победы, 30, можно видеть архитектурный памятник совсем другой эпохи, известный под именем “Дом специалистов”. Этот жилой дом для работников народного хозяйства был построен в 1934–1935 годах, после того, как Киев превратился в столицу УССР. Он был выполнен по проекту архитектора Николая Холостенко – конструктивиста, любителя украинского барокко и классика архитектурного авангарда, входившего в руководство всесоюзного Объединения современных архитекторов. “Дом специалистов” органично сочетает в себе конструктивистские и классические черты, а его планировочное решение создавало максимум комфортности для жильцов согласно техническим возможностям того времени. Киевляне знают это здание благодаря его знаменитым барельефам, выполненным группой скульпторов под руководством поляка Бернарда Кратко. На них изображены различные сцены труда и отдыха – работа инженеров, кузнецов, музицирование, спортивные упражнения и танцы. Мы вспомнили это здание неслучайно. Кто знает, может, его барельефы и вдохновили творцов расположенных “через дорогу” мозаик?