Сегодня невозможно представить Киев без метрополитена: ежедневно сотни тысяч людей спускаются под землю, чтобы выйти в другой точке города, будучи абсолютно уверенными, что экспрессы доставят их точно по графику. А всего лишь 65 лет многие не верили, что для метро в Киеве… хватит пассажиров!


22 октября 1960 года. Пробный поезд на станции «Университет»


Идея строительства метро в Киеве впервые прозвучала в дипломной работе выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова в 1936 году. В Киевском горсовете работу рассмотрели, выдали автору премию в 1 тыс. рублей и положили проект под сукно – в генплане 1936 года никакой подземки не предусматривалось. Впрочем, еще в 1935 году начали проектировать, а в 1938-м – строить, сверхсекретные железнодорожные туннели под Днепром на севере и юге Киева. На гигантской стройке, которую планировалось завершить за 8 лет, задействовали десятки тысяч человек. Были построены целые городки и заводы для «Объекта №1». Несмотря на аварии и войну, работы возобновили в 1944 году, но в 1949-м проект признали нецелесообразным. Опыт не пропал зря: именно в 1949 году был создан «Киевметрострой», и оборудование, стройматериалы и сотрудники были переброшены на строительство подземки уже непосредственно для киевлян, а не для стратегических нужд. Какое-то время метростроевцы использовали и городки «Объекта №1» на Жуковом острове, где разместились их общежития.


Идея: спасибо, Никита Сергеевич!


Однако работы по проектированию Киевского метрополитена начались раньше: впервые вопрос о строительстве подземки поднял перед Сталиным Хрущев, после чего, 5 августа 1944 года, правительство СССР заложило в бюджет первые деньги на 1945 год.


Инициатива неудивительна – Никита Хрущев еще в 1932-1935 годах, будучи вторым секретарем Московского комитета КПСС, вместе со своим начальником Лазарем Кагановичем занимался строительством первого в СССР метрополитена (к слову, именно после успешного завершения этого строительства началось стремительное восхождение Никиты Сергеевича по карьерной лестнице).


В 1945 году, т.е. 65 лет назад, начались первые геологоразведывательные работы и была представлена первая же перспективная схема Киевского метрополитена – в рамках утвержденной Хрущевым Генеральной схемы транспорта Киева.


Проект: объединим метро и электрички


Спорить с руководством партии и правительства в те годы было себе дороже, однако проектанты всерьез опасались, что метро в Киеве будет полупустым: еще бы, в городе в 1945 году проживало всего 470 тыс. жителей. А потому предложили сразу решить проблему и пригородного сообщения – дотянуть линии до Ворзеля, Броваров, Конча-Заспы, Пуща-Водицы и Василькова с перспективой продления до Мотовиловки! Впрочем, на первых порах планировалось, что поезда метро будут выезжать на железные дороги, а со временем построятся отдельные пути.


А схема метро в городе 1945 года во многом повторяет ту, что мы имеем сейчас, 65 лет спустя: те же три линии, пересадки в центре. Конечно, в те годы Харьковский массив не планировался, поэтому третья линия шла на юг, а не на левый берег. Но если нынче открытая линия только на Дарнице, а остальные – в туннелях, то в 1945-м подземное метро предлагали вести только в центре.


Строительство: подземные герои


Планы были радужными: к 1950 году открыть первую очередь с двумя линиями от Святошина до Дарницы и от Подола до Демиевки общей протяженностью 30,5 км! Впрочем, и в Москве первые 13 станций построили всего за 4 года. Однако свое слово сказали киевская геология и союзный Минфин. Средства выделялись медленно, и только в 1958 году (!!!), когда уже три года как был открыт метрополитен в Ленинграде, строительство в Киеве развернулось в полную силу.


Глубинная заморозка при строительстве перегона «Университет»–«Вокзальная», в месте проходки под Лыбедью, 1958 год


А метростроевцы совершили настоящий подвиг, пройдя под Лыбедью и сквозь нестабильные склоны Печерска. Строили и с применением кессона – при повышенном давлении, когда проходчики могли работать лишь по 3 часа в смену, – и применяя глубинную заморозку грунта. Промежуточные вестибюли – сначала на «Арсенальной», а затем и на остальных сверхглубоких станциях – и вовсе строили на поверхности, а затем медленно, по 15-20 см за смену, опускали на проектную отметку. Уникальной точностью отличались маркшейдеры – «подземные штурманы»: при соединении строящихся из разных мест туннелей (сбойке) отклонения были всего до 10 мм!


Как все начиналось


Построить метро в Киеве мечтал еще гетман Скоропадский


До революции можно вспомнить, по меньшей мере, четыре попытки строительства в Киеве подземной железной дороги. Еще в 1884 году обсуждался проект переноса железнодорожного вокзала на Бессарабку, откуда по туннелю поезда должны были спускаться на Подол. В 1908 году, опять для обеспечения связи железной дороги и речного порта на Подоле, проектировалась линия через Лукьяновку и Татарку от Центрального вокзала с двумя туннелями и множеством эстакад, предусматривающая и пассажирское движение с 12 остановками. Так что получается, городская электричка ждала своего часа сто лет!


В 1916 году с идеей строительства уже настоящего метрополитена в городскую думу обратились американцы. Российско-Американская торговая палата предлагала привлечь иностранные инвестиции, в самом начале 1917 года приступили к изучению пассажиропотоков в Киеве, но грянула революция. Четвертую попытку предпринял гетман Павел Скоропадский: одновременно со строительством правительственного центра на Зверинце новые власти планировали и сеть метрополитена, удивительно похожую на нынешнюю: от Бессарабки на Демиевку (нынешняя синяя линия), от Зверинца на Лукьяновку (зеленая), от Прорезной на Заднепровские слобоки (красная). Через несколько дней власть вновь поменялась, и всем стало не до метро…


Справочная «Газеты»


Первая подземка появилась в Лондоне в 1865 году. Это было мерой вынужденной: старый город активно развивался, а уличная сеть уже не справлялась с потоками тогда еще карет и подвод, а со временем – и автомобилей. Первый метрополитен объединил в себе самые последние новинки: только появившуюся в 1830 году технологию строительства туннелей и успешно опробованные на железной дороге с 1829 года паровозы. Следующим городом, где появилось метро, стал Нью-Йорк (1868), затем Чикаго (1892), Будапешт (1896)… Киев на рубеже XIX и ХХ веков развивался не меньшими темпами, чем главные города Европы – недаром его сравнивали с Чикаго. Впрочем, когда американцы уже строили метро, киевляне только-только пустили электрический трамвай.


P. S. Сегодня длина действующих линий Киевского метро практически такая же, как планировалось в черте города в 1945 году – 60 км (о 90 км загородных линий скромно умолчим – ведь вместо метро в пригород решили возить электричками). Тем символичней, что в самом начале своего второго пятидесятилетия Киевское метро наконец-то перешагнет планку схемы 1945 года: уже в следующем году начнется строительство четвертой линии с Лукьяновки на Троещину, а с открытием новых станций на Демиевке длина линий превысит заветные 60 км. И пуск пробного поезда на ту самую Демиевку, куда метро планировали еще при Гетманате, состоится в юбилейные первые дни ноября…


Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК. Графика «ГАЗЕТЫ ПО-КИЕВСКИ»



Все публикации защищены авторским правом.
При полной перепечатке материала ссылка на статью обязательна.
При частичной перепечатке материалов сайта ссылка на mycityua.com обязательна.