На открытии в Третьяковской галерее выставки эскизов к росписям Владимирского собора, которая продлится до начала сентября, присутствовала правнучатая племянница художника — доктор химических наук, профессор Ольга Васнецова. Она рассказала «ФАКТАМ» об интересных фактах из жизни Виктора Михайловича.
«Написанные Врубелем лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы были в них некоторые киевляне»
— Ольга Алексеевна, что в вашем доме сегодня напоминает о славном прадеде?
— Такой бесценной реликвией является икона с именной надписью, подаренная Виктором Михайловичем моей прабабушке, жене брата Аркадия, в последний приезд в Вятку в 1914 году. Еще осталось несколько небольших эскизных работ. Все остальное экспонируется в Третьяковской галерее, Русском и других музеях. И, конечно, в московском доме-музее художника, построенном по его собственному проекту. В этом замечательном доме-тереме, который накануне столетия Виктора Михайловича, в 1948 году, семья передала в дар государству, прошло мое детство.
Виктор Васнецов создал в соборе 15 композиций и 30 фигур святых
К слову, дом Виктор Васнецов построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора в Киеве — работу оплатили очень хорошо. Кроме того, совершенно неожиданным образом Виктор Михайлович получил деньги за эскизы, которые сегодня экспонируются на выставке в Третьяковской галерее. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, укладывавшие его вещи на сани, прихватили и эскизы. В Москве Виктор Михайлович показал работы Третьякову, и тот приобрел их. За эти средства Васнецов приобрел имение Ваньково под Москвой.
— Вы бывали во Владимирском соборе?
— Конечно. И не раз. Виктор Васнецов расписывал Владимирский собор на протяжении десяти лет — с 1885-го по 1896 год… Предложил ему этим заняться историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович согласился не сразу, так как считал дело по значению и величию чрезвычайно важным и ответственным. Причем ранее Прахов обращался с таким предложением к Василию Поленову и Валентину Серову, но получил отказ.
С кандидатурой Васнецова он попал, как говорится, в точку. Ведь Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим, происходил из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.
Хорошо знал церковные каноны и считал, что нет для художника святее дела, чем роспись храма. Перед тем как приступить к работе, отправился в Италию для знакомства с лучшими образцами духовной живописи. Побывал в Риме, Милане, Венеции, Флоренции и, естественно, в Ватикане. А уже в Киеве с интересом изучал мозаики и фрески Софийского и Михайловского храмов.
Во Владимирском соборе Васнецов выполнял главные работы. Михаил Врубель работал над орнаментальной частью. Написанные им лики святых церковники не утвердили — слишком узнаваемы в них были некоторые киевляне.
В качестве помощника Васнецову рекомендовали молодого художника Нестерова. Но когда Виктор Михайлович увидел его работы, они ему так понравились, что он сказал: пусть пишет по своим эскизам. Это очень показательно, ведь художники, как правило, ревностно относятся к творчеству друг друга.
— Правда, что Богоматерь с младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены Александры Владимировны и сына?
— Да, есть такое предание в семье. Кстати, младшего сына, родившегося в Киеве в период росписи Владимирского собора, назвали Владимиром. Художник считал, что сама судьба уготовила ему это имя. А еще в этом соборе в 1991 году отпевали внука художника, которого тоже звали Виктором Михайловичем. Он жил и был похоронен в Киеве.
«Третьяков покупал работы Васнецова прямо с выставок и беспокоился, чтобы царская семья его не опередила»
— Вера, как правило, сопряжена с чудесами. Случались ли они в жизни Васнецова?
— «Меня сохранил Господь», — говорил Виктор Михайлович, вспоминая, как сорвался с лесов во время работы под куполом храма. Чудом он зацепился холщовой курткой, в которой обычно трудился, за металлический крюк. Высота-то была огромная.
*Ольга Васнецова: « Роспись «Христос-Вседержитель» украшает главный купол Владимирского собора». Фото автора
То, что Виктор Михайлович получил художественное образование — отчасти тоже чудо. Он учился в духовной семинарии. А в 1867 году вышел новый устав семинарии, дававший право выпускникам поступать в светские высшие учебные заведения. Этим правом Виктор и воспользовался, отправившись по благословению отца поступать в Петербургскую академию художеств. Разрешение действовало только до 1884 года.
Интересно, что Виктор Михайлович был до такой степени скромным человеком, что, пройдя в Академию художеств по конкурсу, но не получив извещения, решил, что не поступил. А поинтересоваться результатами… постеснялся. На родину в Вятку, однако, не вернулся. В Петербурге зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книги. А на следующий год, когда пришел поступать в Академию снова, ему сказали: «Вы приняты еще в прошлом году…»
— Чем интересовался Виктор Михайлович, кроме живописи?
— Историей Руси. Этот интерес прослеживается практически во всех его произведениях.
— После завершения росписи Владимирского собора Васнецов тут же приступил к созданию знаменитой картины «Богатыри».
— Он начал писать ее еще до приезда в Киев и продолжал работу почти двадцать лет. Первый эскиз создал в Париже, который посетил после окончания Академии художеств. Хотел подарить его Поленову, но тот убедил воплотить замысел в картине. Эскиз к «Богатырям» Васнецов повсюду возил с собой. В том числе и в Киев. А завершил работу уже в Москве, где известный коллекционер Третьяков приобрел шедевр для своей галереи.
— А как была создана картина «Аленушка»?
— Ее Виктор Михайлович писал в Абрамцево. Прообразом стала юродивая, поэтому изначально полотно называлось «Дурочка Аленушка» и к сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке никакого отношения не имело. Юродивые всегда почитались на Руси. Это полотно тоже приобрел Третьяков. Он восхищался творчеством Васнецова, покупал его работы прямо с выставок и беспокоился, чтобы его не опередила царская семья. Поэтому часто заблаговременно просил Виктора Михайловича оставить картины за ним.
Оплачивал труд художника всегда достойно. И под его работы даже выделил в своей галерее отдельный зал. Большим ценителем творчества Васнецова и одним из первых почитателей его таланта был также Савва Мамонтов, сам человек творческий: хорошо рисовал, лепил, собрал вокруг себя молодых художников и покровительствовал им. Именно он заказал Васнецову картины «Три царевны подземного царства» и «Ковер-самолет».
«Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники…»
— Кроме Владимирского собора, как известно, Васнецов расписывал храмы в Петербурге, Варшаве и Софии.
— По эскизам Виктора Михайловича созданы и мозаики в домовой церкви русской императорской семьи в Германии. Заказ сделал художнику Николай II, супруга которого была принцессой дармштадской. Когда императорская семья приезжала в Дармштадт, молились в домовой церкви.
— Васнецов с Николаем II был знаком лично?
— Создавая эскизы царских подарков, которые изготавливала фирма «Фаберже», художник присутствовал при их утверждении царем. Известно также, что его приглашали на торжества, посвященные коронации Николая II.
— Каким человеком Виктор Михайлович был в быту?
— Жизнь вел довольно сдержанную, даже аскетичную. Никогда не бросал деньги на ветер, так как давались они ему нелегко. Содержал большую семью и всегда старался помочь многочисленным родственникам. Детей воспитывал в строгости, но в то же время в творческой атмосфере. Не случайно старшая дочь стала художницей, сын Михаил был астрономом, потом принял сан священника, младший Владимир серьезно увлекался ихтиологией. Жена Виктора Михайловича, к слову, была в числе первых женщин, получивших высшее медицинское образование в Петербурге. Вечерами в семье читали Библию, всегда соблюдали религиозные праздники. На Рождество в доме обязательно устраивали спектакли. Дети сами писали сценарий, рисовали декорации, готовили костюмы, учили роли.
— В советское время религиозная тематика в творчестве Васнецова особо не афишировалась. Его представляли исключительно сказочно-былинным художником.
— Это так. После революции Виктор Михайлович создавал картины преимущественно на сказочные сюжеты.
— В прошлом году монументальное полотно Васнецова «Богатырь» на аукционе «Кристис» ушло с молотка больше чем за миллион долларов.
— Работы Виктора Васнецова редко появляются на торгах. Практически все — в музеях. К примеру, даже живя на небольшую пенсию, дочь Виктора Михайловича старалась не продавать его картины.
— Сегодня потомки великого Васнецова не жалеют, что все шедевры сосредоточены не в семье, а в музеях? Эти работы ведь могли бы сделать вас миллионерами.
— Абсолютно не сожалеем. Шедевры должно видеть все, кто любит творчество художника.
Интересно. Не знал о чудесном спасении во время
падения с лесов.
Только вот "Николай II с супругой Марией Федоровной"
бросается в глаза.