Александр родился в 1875 году, он был внебрачным и не очень желанным ребенком (настоящая фамилия — Крачковский). Мать — дочь священника — была в услужении, поэтому сына отправила к родственникам в Борзну, где Сашу воспитывала бабушка. А когда мать вышла замуж за владельца иконописной мастерской в Чернигове, Александра Ивановича Мурашко, отчим усыновил мальчика. Началась суровая жизнь при мастерской.

Детская любовь к рисованию быстро превратилась в страстное желание стать художником. Если бы строгий отчим мог предположить, как пасынок прославит его фамилию, он, наверное, был бы к нему добрее. Мальчик мужественно терпел суровый нрав “наставника”, но порой не выдерживал. Однажды, 15 лет отроду, он просто ушел из дому. Скитался, голодал, но все равно пытался отстаивать свое право жизненного выбора.

В 1888 году Александра Ивановича Мурашко пригласили принять участие в отделочных работах востановленного Владимирского собора. Семья перебралась из Чернигова в Киев, где жил в то время брат Александра Ивановича — Николай, художник и педагог (он оказал колоссальное влияние на формирование молодого дарования, и Мурашко считал его своим учителем). Руководил проектом профессор Адриан Прахов, а расписывали храм Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Они ежедневно встречали в соборе высокого застенчивого юношу с растрепанной прической. Наверное, если бы не поддержка таких влиятельных людей, никто не смог бы убедить отчима, что Александру нужно учиться в Петербурге, в Академии художеств. И вот, счастливый, с рекомендательными письмами от мэтров русской живописи, он отправился в столицу.

Следующий подарок судьбы — учеба у классика (кстати, тоже выходца из Украины, из Чугуева), Ильи Ефимовича Репина. Под его руководством сформировались талант и художественный вкус Александра Мурашко. Уже первое его самостоятельное полотно — дипломная работа “Похороны кошевого” (1900) привлекла внимание специалистов собственным и независимым взглядом на историю Украины. Это был пролог творческого пути замечательного художника, которому было отпущено судьбой всего 19 дет на дерзания,взлеты и любовь…

По окончании Академии Александр Мурашко стал “пенсионером” (так называли пособие на совершенствование мастерства) и отправился в Париж, затем в Мюнхен. Он оказался в самом сердце художественной жизни Европы, где уже воцарился модерн. Мурашко удалось удачно синтезировать в своей живописи украинский колорит и отечественные традиции с модными современными веяниями. Он пишет серию картин, известную под условным названием “Парижанки”. Его натурщиками были завсегдатаи кафе и проститутки, напоминающие гротескных див Тулуз Лотрека, а сюжеты словно фиксировали обычную ночную жизнь парижских кафе и улиц. Уже в этих полотнах проявился уникальный дар художника-портретиста, умело балансирующего на тончайшей грани между реальностью и фантазией.

В 1909 году Александр Мурашко женился на дочери киевского нотариуса Маргарите Крюгер и породнился с Праховыми (сестра жены была замужем за сыном профессора Прахова). Много и вдохновенно писал Мастер свою Маргариту, которая оказалась прекрасной моделью. Мурашко практически не писал заказных “парадных” портретов: его героями были друзья, родственники, их дети, и всегда настроение и образ дополнял пейзаж.

Еще одна тема его творчества была также далека от конъюнктуры — крестьянский быт. Именно благодаря этим картинам художник приобрел европейскую известность. Все началось с “Карусели” (1909), которая получила золотую медаль на выставке в Мюнхене (местонахождение работы неизвестно). На Александра Мурашко посыпались предложения из Рима и Венеции, Берлина и Парижа… Его работы имели успех на выставках и хорошо продавались. А он мечтал о тех временах, когда его любимый город Киев станет художественным центром европейского уровня… В 1917 году Александр Мурашко стал профессором созданной по его инициативе Всеукраинской Академии искусств.

У них с Маргаритой Августовной не было детей, поэтому супруги решили удочерить очаровательную сироту Катю. Вечером 14 июня 1919 года они возвращались домой от соседей. У двери их остановили двое. Женщине позволили уйти, а мужчину увели. …Его нашли недалеко от дома, на Дорогожицкой, в яме. Это было не случайное убийство: стреляли в затылок (как многим другим украинским интеллигентам в те времена). Когда убили Александра Александровича, Кате было всего пять лет, поэтому многие события она запомнила плохо. Катя рано вышла замуж и уехала в Москву.

В 1963 году она приезжала в Киев на выставку Мурашко и привезла несколько его работ, которые купил Национальный музей. По рассказам Екатерины Александровны, ее приемная мать Маргарита Августовна вышла замуж второй раз за немца-архитетора и уехала в Симферополь. В 1930 году его расстреляли, а сама Маргарита умерла в тюрьме в 1937. Сведения эти документально не подтверждены, впрочем, о жизни Александра Мурашко вообще мало что известно.


Комментарии в ЖЖ