Для очистки места под крепость было снесено около тысячи дворов ремесленников, зависимых от монастыря. Любопытно, что на работах по строительству крепости были задействованы как солдаты Петра I, так и казаки Ивана Мазепы, ставшие впоследствии противниками российского царя. Главный вал был готов уже в 1708 году, но дальнейшие работы продлились до 1723 года. Позже оборонительные сооружения крепости постоянно подвергались ремонту.

 

Старая Печерская крепость в 1783 году

В начале XIX века перед Российской империей возникла угроза новой войны. На этот раз – с Наполеоновской Францией. Для обследования Печерской крепости на случай военной компании в Киев был делегирован инженер Карл Опперман. Построив Зверинецкое укрепление, – форт, контролировавший дорогу к днепровской переправе (кстати, именно в нем взорвались пороховые погреба в 1918 году), – инженер сообщил императору Александру I, что крепость в дальнейшем для обороны города не пригодна. Однако следующий император Николай I отказался сносить крепость и приказал тому же Опперману ее восстановить. И с 1831 года началось 30-летнее строительство, как показала история, совершенно ненужной крепости, которая получила название Новая Печерская или Киевская крепость. Ее строительство было завершено лишь в 1863 году, однако к тому времени сооружение оказалось бесполезным на фоне развития дальнобойной артиллерии. Крепость причислили к третьему классу, а в конце XIX века и вовсе – к крепости-складу.

Одним из самых знаменитых сооружений крепости является Косой капонир, построенный в 1844 году. После Польского восстания 1863 года капонир был превращен в политическую тюрьму, прославившуюся своим жестким режимом. При советской власти здесь располагалась Киевская гарнизонная гауптвахта, также известная своим далеко не мягким режимом. В частности, если верить писателю Виктору Суворову, на гауптвахте практиковались такие методы «воспитания», как выливание хлорки в камеру или выключение отопления зимой.

 

Косой капонир Киевской крепости сегодня

Тем не менее, значение этого комплекса для города проявилось совсем не в тюремном и, тем более, не в оборонительном планах. Киевский военный губернатор Дмитрий Бибиков, под чьим наблюдением и была построена крепость, распорядился снести все гражданские строения, попавшие на эспланаду крепости – свободное пространство перед укреплениями, служившее для наблюдения за местностью и обстрела противника (сегодня о ней напоминает улица Эспланадная). На каждый из домов вешали так называемые «бибиковские доски» с датой сноса. «Я знал этот милый город в его дореформенном виде, с изобилием деревянных домиков, на углах которых тогда, впрочем, уже были вывешены так называвшиеся «бибиковские доски». На каждой такой доске была суровая надпись: «сломать в таком-то году», – писал в «Печерских антиках» Николай Лесков. В результате запрета нового строительства на землях эспланады эта территория оставалась пустой вплоть до начала XX века.

Что же касается жителей, то их переселяли в Новое Строение – так стали называть территорию между рекой Лыбедью и Черепановой горой. Известно, что до решения о переселении на эти земли людей из Печерска, эта местность не входила в границы Киева. Однако уже к концу возведения крепости здесь кипела жизнь. Были построены Владимирская и Троицкая церкви. Вокруг них возникли крупные базары – соответственно, Владимирский и Троицкий. Район обрел стратегическое значение после проведения в город железной дороги. Так, с Нового Строения можно было без проблем добраться как до вокзала, так и на товарную станцию (сейчас – станция «Киев-товарный»), как на уже застроенный Крещатик, так и к заводам и фабрикам промышленной Демеевки. Кроме того, строительные бумы конца XIX – начала XX веков превратили этот район в полноправную центральную часть города. Именно здесь было построено больше всего многоэтажных доходных домов. И именно на Новом Строении проложили первые конный и трамвайный маршруты.

Да и сам Печерск обрел со строительством как Старой, так и Новой крепости новый статус. Крепость стала местом, в котором были сосредоточены государственные учреждения: губернские и военно-административные здания. Здесь же был построен Царский дворец (нынешний Мариинский). Известно, что частью Новой Печерской крепости был и Николаевский цепной мост – первый в городе мост через Днепр (сейчас на его месте стоит Мост метро).

 

Николаевский цепной мост на открытке XIX века

Таким образом, оборонительное строительство на Печерске не только послужило развитию одного из важнейших для города района – Нового Строения, но и обеспечило Печерску статус места, где сосредоточилась государственная власть. К слову, она и поныне находится там. Достаточно вспомнить расположение зданий Кабмина и Верховной Рады.