Ольга – женщина без возраста. Короткая стильная стрижка, брюки в обтяжку, заправленные в сапоги, и осанка такая, что 20-летние барышни позавидуют. Она ушла из спорта, но форму держит. Если нужно, то запросто может изобразить трюки, которые доводилось проделывать во время съемок. В фильмах можно было сполна показать свое умение. А вот блеснуть в конном спорте возможности не было – мужчины сильных соперниц на состязания старались не допускать. Аргумент был один – слишком опасная программа для женщин.


«Удержалась – значит, будет толк»

В лошадей Ольга влюбилась в детстве, когда впервые увидела памятник Богдану Хмельницкому, восседавшему на коне. Когда маленькую Синькевич спрашивали, кем она хочет быть, та с серьезным видом отвечала: «Как Богдан – ездить на коне».

– Единственный в семье, кто понимал мою любовь к лошадям – это бабушка. Она сама неплохо ездила верхом. Бабуля-то меня и усадила на лошадь. Это была зоопарковская кляча, хромая на все четыре ноги, – вспоминает Синькевич. – А во втором классе нас повели на выставку достижений народного хозяйства, и я увидела тренера на лошади. Спросила, можно ли мне заниматься конным спортом – ответили, что еще слишком мала. Спустя лет семь снова встретилась с этим дяденькой, тоже на выставке. На сей раз он сказал, что я уже старовата для конного спорта.

Ольга была спортивным ребенком. В шесть лет ее отдали на фигурное катание – стала чемпионкой Украины в своей возрастной группе. Затем плавание, и тоже успех – попала в молодежную сборную страны. Еще была стрельба, теннис, лыжи…

– Папа меня на лыжи поставил раньше, чем я научилась ходить. Он наполовину финн, а финны, как вы знаете, рождаются в лыжах, – улыбается Ольга. – Каждые выходные отец устраивал нам лыжные пробежки в Голосеевском лесу. По 15–20 километров приходилось пробегать. Я в семье самая младшая, но скидок на возраст не делали.
Наверняка из Ольги получилась бы отличная пловчиха или фигуристка, если бы она задалась такой целью. Но Синькевич выбрала другой путь – после школы подалась в медицинский институт, хотя медиком так ни дня и не работала.

– Не думайте, о своей любви и мечте я не забывала. Тем более, что Богдан на коне всегда был перед глазами, – улыбается Ольга. – Как-то после очередного пробега на лыжах решила заглянуть на конюшню сельхозакадемии. А в это время там тренировался Владимир Нагорный – известный спортсмен-конник. Познакомились, и он сходу усадил меня на Берега (известный жеребец, на котором Нагорный участвовал во многих международных состязаниях).

Сейчас я понимаю, какой это был риск – неопытного всадника усадить на спортивную лошадь, да еще вывезти в лес! Берег так меня нес, что все думала, какое из деревьев станет моим. Доскакав до какой-то горы, лошадь остановилась, но тут Володя крикнул: «Берег – волки!» – и жеребец молнией поднялся на вершину. Как я усидела в седле – не знаю. Нагорный был приятно удивлен. Сказал: «Удержалась, значит, толк будет». Взял меня к себе тренироваться.

Верхом и в огонь, и в воду

Владимир Нагорный на тот момент уже был довольно известным спортсменом, киноактером. К слову, все конные эпизоды в фильме «Свадьба в Малиновке» – его рук дело. Он же там был и Яриной – дублировал актрису в сценах верхом. Попасть к нему тренироваться уже тогда было большой удачей. Но Нагорный стал для Ольги не только тренером, но и мужем.

– Володя научил меня всему. Он доверял мне работу со своими лошадьми, – рассказывает Ольга. – Я была намного легче мужа, напрыгивала молодых лошадей для него. В соревнованиях же на них участвовал основной всадник – Владимир.

– Не хотелось самой попробовать себя в большом спорте?

– Очень интересно было троеборье – самый опасный и эмоциональный вид конного спорта. Но тогда в него женщин мужчины не допускали. Говорили, что боятся, как бы шею не свернули. Хотя, думаю, представители сильной половины просто боялись, что женщины их обскачут и в этом.

Зато на съемочных площадках была свобода – тут уж можно было показать все, на что способен. Режиссеры на пол не смотрели. Ольге не раз приходилось дублировать мужчин. В фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу» Синькевич скакала по залитой отмели днепровского залива, прыгала в глубину, плыла вместе с лошадью.


– А как-то на полуслепой лошади, которая никогда не прыгала, во время съемок фильма «Право на любовь» довелось преодолевать препятствие, – вспоминает дублер. – Кавалерия спускалась с горы галопом в поле. Там нас встречали с вилами и топорами труженики села. Я стояла самой последней в кавалерии, за мной была лишь здоровенная телега. Меня стали сдвигать к телеге. Лошадь неслась, остановить ее я уже не могла. Поводья держала в одной левой руке. А в правой была шашка, прикрепленная темляком на кисти, я никак не могла ее сбросить.

Ничего не оставалось, как выслать лошадь в прыжок через телегу, иначе бы напоролась на шашку. Прыжок прошел успешно, но режиссер был взбешен – в сценарии этого не было. Помню, как кричал: «Покажите мне балбеса, который испортил дубль». Когда же увидел, что я женщина, успокоился, даже восхитился, как у меня получилось на полуслепой лошади перепрыгнуть телегу.

«Баба не руководила армейской конюшней»

В 1977 году Нагорного и Синькевич перевели в суворовское училище, в армейскую конюшню. Чета тренировала прапорщиков. За девять месяцев работы команда стала лучшей в Союзе по пятиборью. В перспективе были международные и мировые чемпионаты. Но случилось несчастье – Владимир Нагорный погиб.

– После смерти мужа пришел замкомандующего на конюшню и спросил, кого бы я посоветовала на место тренера? Тут мои спортсмены вмешались. Сказали, что у них есть тренер. На что замкомандующего выдал: «В истории не было, чтобы баба руководила армейской конюшней». После этих слов оставаться там я уже не могла, – откровенничает Синькевич.

– Вам больше не предлагали тренерскую работу?

– Предлагали. Как-то позвонили из Минобороны. Хотели, чтобы я научила военный оркестр играть, сидя верхом на лошадях. Была одна проблема – сроки. Мне давали три месяца на подготовку. Я сказала, что все можно сделать и за три часа. Взять большую телегу, усадить на нее оркестр, впрячь лошадь, и готово – все на лошади. На этом все заглохло. До сих пор оркестр ходит пешком.

У Ольги Синькевич есть мечта – создать конный почетный караул. Говорит, что на это и средств-то особых не нужно. Лошадей можно было бы заимствовать у конного милицейского отряда, всадников тоже оттуда.

– Мы исторически козацкая держава, поэтому в почетном карауле обязательно должны быть козаки на лошадях. Но меня пока не слышат, – сетует Ольга.– То же было и в 80-х, когда я начала говорить о конной милиции. Изначально это была моя идея. А теперь вон как все довольны ее работой.