Короче говоря, в Киеве появились люди с антисоветской внешностью. Шок вызывало даже их появление осенью без головного убора с прической кок. Глядя на них, трудящиеся в одинаковых фуражках-восьмиклинках с матерчатой пуговицей посередине и картонной вставкой для поддержки формы рычали от возмущения: «Идиоты!», «Западные извращенцы»!
Впрочем, представление, что стиляги выделялись только одеждой, не совсем верно. Они были свободолюбивыми и радовались жизни: слушали джаз, танцевали буги-вуги, целовались на улице… Это, пожалуй, был первый открытый вызов советской ментальности, серости и единообразию. Власти всерьез стали опасаться стиляг, ибо «вызов стилем» начал будить общество. Карикатуры на них в советской прессе по частоте появления стали конкурировать с карикатурами на империалистов. На Красной площади (ныне Контрактовой) напротив районной Доски почета появился стенд сатиры по линии комсомольского прожектора. Рядом с алкоголиками, тунеядцами и мелкими нарушителями видное место заняли стиляг.
Удивительным, однако, было то, что в подавляющем большинстве стилягами становились интеллигентные ребята – студенты, молодые специалисты. Они успешно выполняли план, работая за станками и кульманами… А потом слушали джаз (чуждую и тлетворную музыку), читали Ремарка и Хемингуэя, балдели от ранних стихов Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулиной, которые, кстати, и сами были стилягами! Этим молодым людям стали вредить: писать на работу, задерживать в милиции, исключать из ВЛКСМ. Комсомольские патрули резали им брюки, галстуки, портили прически… Грустно и смешно. Ведь это были нормальные ребята. Просто они не хотели, чтобы в патриоты их записывали силой. Стиляги не стали ни антисоветчиками, ни диссидентами, ни пьяницами. Повзрослев и «нагрузившись» семейно-бытовыми проблемами, они сами в начале 60-х годов похоронили свое стиляжничество, которое, впрочем, нанесло первое тяжелое ранение советскому строю.

Как Крещатик стал Бродвеем

Киевские стиляги начали с того, что сразу же переименовали Крещатик в Бродвей, он же Брод. Именно здесь они беззаботно шатались, знакомились с девчонками, рассказывали анекдоты – в общем, делали то, что обычно делают все молодые люди. Не брезговали и распитием спиртных напитков, тем более что заведений, предназначенных для этих целей, на Крещатике в то время хватало. Естественно, кафе с неоновой вывеской «Грот» (в начале улицы Ленина) стало «Мичиганом». Диетический гастроном с кафе на втором этаже превратился в «Ливерпуль». Летняя шашлычная рядом с театром оперетты стала «Барселоной», кафе «Чай-кофе» – «Чайханой», а вот за кафе «Север» в народе почему-то укрепилось название «Гадюшник». Известное еще с дореволюционных времен кафе «Маркиз», которое посещали А. Вертинский, К. Паустовский, М. Булгаков (нынешнее здание ресторана «Лейпциг»), получило название «Коктейль-холл» и стало любимым местом киевской богемы – артистов, поэтов, литераторов, художников… Здесь подавали необычный коктейль «Маяк» зеленого цвета – с ромом и яичным желтком. Говорят, что закрыли этот «Коктейль-холл» из-за того, что один его предприимчивый работник оборудовал в подвале комнаты для свиданий, которые были вскоре обнаружены милицией.

Ресторан «Троянда Закарпаття» на улице Красноармейской. 1970-е гг. Фото Владимира Фалина

Безумной популярностью пользовалось и кафе «Півник» у входа на стадион «Динамо». В розлив здесь продавались прекрасные крымские мадера и херес. А вот на Красноармейской в магазинчике «Троянда Закарпаття» можно было отведать карпатские вина прямо из бочек.
С интересом встретили киевляне и открытие рядом с рестораном «Столичный» кафе «Крещатик», попасть куда можно было только по входным билетам, которые покупались за неделю. На билетах был указан номер столика. Здесь впервые в Киеве стали исполнять эстрадные номера, также можно было и потанцевать.

Сидели мы в баре в поздний час…

Бары как таковые работали в киевских гостиницах системы «Интурист» за иностранную валюту и, соответственно, только для иностранцев. И вдруг по Киеву прошел слух, что на улице Свердлова (ныне Прорезная) открылся первый киевский официальный бар «Хрещатий Яр». Народ повалил гурьбой, многие стояли у входа и ждали, пока освободится столик. Помещение было двухъярусным с отделкой фресками.

Ресторан «Метро» на Крещатике. 1970-е гг.

Позднее к упомянутому выше кафе «Крещатик» приклеился бар «Стекляшка». Открылся бар с выходом на балкон и на третьем этаже здания станции метро «Крещатик». Здесь наряду с другими подавался фирменный коктейль «Крещатик» за 1 рубль 15 копеек (водка, шампанское и лимонный сок).
На главной киевской улице открылось много небольших доступных кафе-баров: бульонных, молочных, булочных-кондитерских. Со временем бары стали появляться и на окраинах города. Так, на улице Вышгородской, около домика, где жил Т. Г. Шевченко, открылся бар «Березка».
Ну а с Крещатика стильная киевская молодежь обычно направлялась к Петровской аллее. Здесь, недалеко от ресторана «Кукушка», работала открытая летняя танцплощадка. И если в начале вечера согласно утвержденной инструкции танго сменялось вальсом, а вальс – фокстротом, то под конец ведущие шли на уступки: танцевали уже и рок, и твист, и буги-вуги…

Эта статья опубликована в книге Виталия Баканова «Забытые страницы киевского быта».” href=”http://magazinchik.kiev.ua/books/history/32636″ target=”_blank”> Эта статья опубликована в книге Виталия Баканова «Забытые страницы киевского быта».