В “Практическом иллюстрированном путеводителе по Киеву” (1901) можно было прочитать следующее: “На Крещатике вы не найдете, в сущности говоря, ни одного красивого дома. И вам поневоле придется любоваться “художественностью” вывесок, покрывающих фронтовые стены домов сверху донизу, и выставки в громадных витринах магазинов…” Как вы успели заметить, составитель путеводителя с иронией говорит о рекламе. С одной стороны — приятно, что автор обратил внимание на вывески и оформление витрин. Однако печально то, что на центральной улице города он так и не обнаружил хотя бы “один красивый дом”.

ВОЛЫ И РЫБЫ С БЕССАРАБКИ

Через полтора десятка лет, после выхода в свет упомянутого путеводителя, Киев преобразился настолько, что не заметить на его улицах респектабельные здания было просто невозможно. К тому же “художественность” рекламных средств начала приобретать архитектурные формы.

Справка “Сегодня” Что касается рекламы вообще, то вначале она была устной. Торговцы, разносчики, ремесленники наперебой расхваливали товар, предлагали различные услуги. Отсюда и название: на латини reclamare — “выкрикивать”. Первой же рекламой в письменном виде считают хранящийся в Лондоне египетский папирус, где сообщается о продаже раба. Объявления коммерческого характера рисовали на скалах вдоль торговых путей. Греки гравировали рекламные сообщения на камнях, меди и кости, вырезали на деревянных столбиках. А вот в Древнем Риме для рекламы строили специальные стены, белили их известью и делили на равные прямоугольники. Их и заполняли написанными углем объявлениями. Поворотным моментом в истории рекламы явился 1450 год — именно тогда был изобретен печатный станок, позволивший быстро и качественно размножать рекламные объявления.

Одним из типичных образцов монументальной рекламы является здание Бессарабского крытого рынка (1910), построенное в стиле модерн варшавским инженером Гаем. Информация о товарах заключена здесь в настенных многофигурных горельефах “Молочница”, “Крестьянин с волами”, “Рыбы”. На металлических воротах изображены стаи летящих гусей. А вот башни уникального сооружения увенчаны шпилями с крылышками на конце, что во всем мире принято считать символом торговли.

Еще более оригинально представлена реклама во внутреннем дворе Пассажа, решенного в формах неоклассицизма (архитектор — П. Андреев, 1914). Линия растительного орнамента объединяет здесь в один цельный фриз изображения животных и птиц. По углам надвратных арок и на боковых стенах здания запечатлены древние атрибуты торговли. Интересны также рельефы, расположенные по периметру пассажного двора.

На одном из них — группа детей, которые потчуют плодами грозного царя зверей — льва (символ могущества). На другом видим, как в руках юных тружеников гроздь винограда постепенно превращается в жидкую массу (вино), переливающуюся из горшка в чашу и попадающую в пасть добродушной львицы. Причем один из малышей погоняет животное жезлом Меркурия.

Кстати, жезл Меркурия — довольно частый атрибут в оформлении не только торговых центров, но и банков. Как бы продолжая пассажную экспозицию, обратимся к фасаду дома N10 на Крещатике (1913). Здание проектировал тот же Андреев, и предназначалось оно для Волго-Камского банка. На сером фоне стены — аллегорические мотивы: над изображением меркуриевых жезлов расположены круглые медальоны с профилями античных богов, горящие факелы, гирлянды цветов, фрукты, маски львов и внушительный рог изобилия. Между пилястрами с коринфскими капителями размещены три многофигурных сюжета, главным действующим лицом которых выступает бог торговли Гермес-Меркурий.

НАЦБАНК ОХРАНЯЮТ… ЛЬВЫ

Впечатляет и фасад Национального банка Украины (Институтская, 9). Здание в стиле североитальянской готики (которое поначалу имело два этажа) было возведено в 1905 году по проекту А. Кобелева и А. Вербицкого. В 1935 году достроили третий этаж. В таком виде оно существует и сегодня. Нет смысла рассказывать о художественных достоинствах дома-дворца, следует только заметить, что символ могущества — образ льва — повторяется на фасаде здания тридцать раз!

Над центральным входом расположены овалы с гербами разных городов. Среди них выделяется киевский герб — фигура Св. Архистратига Михаила с поднятым вверх мечом. Боковые башни поддерживают крылатые драконы, и, кажется, ни одна живая душа не сможет проникнуть в главную сокровищницу державы. Но если вам все же удастся побывать в интерьере банка, то вас приятно удивит разнообразие настенных монументальных образов, символизирующих коммерческую деятельность. Есть среди них и изображение Гермеса-Меркурия, важно восседающего на тюках с товарами.

Внимание привлекает здание бывшего Русского банка внешней торговли на Крещатике, 32 (архитектор — Ф. Лидваль, 1913). Оно напоминает флорентийские палаццо. Четырехэтажное строение решено в стиле неоренессанса и облицовано финским гранитом с рустами. Несмотря на излишнюю строгость сооружения, его мощный карниз с высоким парапетом венчает скульптурная композиция — геральдический картуш с двумя лежащими рядом фигурами, олицетворяющими Торговлю и Мореплавание.

“МОЛИСЬ И ТРУДИСЬ”

Есть в Киеве здания, которые невольно возвращают нас в далекое прошлое. Вспомните о славных традициях ремесленных цехов и их самобытной геральдике. Казалось бы, эти романтические времена навсегда канули в Лету. И каково удивление появляется на лице прохожего, когда, шагая по Ярославову Валу, он неожиданно замечает на доме N21 странную эмблему, выложенную из кирпича в виде часов круглой формы. Правда, вместо стрелок на центральную ось механизма надеты черенки с лопатой и киркой. Более внимательный прочтет под орудиями труда латинскую надпись: “Ora et labora” (что означает: “Молись и трудись”).

Рекламировали себя не только купцы и промышленники. То же происходило в сфере обслуживания, образования, медицины, искусства и так далее. Киевские театры строились по особым проектам. Для того чтобы на месте сгоревшего в 1896 году городского театра (Владимирская, 50) построить новый, был организован всемирный конкурс на лучший проект. Победил академик архитектуры из Петербурга В. Шретер.

Он предложил импозантное здание театра в стиле французского ренессанса на 1630 мест. Вершину полуовального купола украшали изваяния двух грифонов, расположенных по бокам стилизованной лиры (символ творческого вдохновения). Строго по центру фасада главную арку венчал геральдический знак, поддерживаемый музами искусства. В меньших полукруглых арках планировались небольшие бюсты известных композиторов. Проект был принят, и здание построено.

В отношении аллегорических образов в архитектуре Киева можно сказать следующее. Они встречались повсюду, где того требовали обстоятельства. Иногда перспективы городских улиц напоминали аллеи Летнего сада в Петербурге. Скульптуры на карнизах, балконах, у подъездов…

СЕКРЕТЫ МАРЦИНЧИКА

В начале XX века в городе существовала просветительская организация под названием Общественное собрание. Здание, выстроенное для общества (Владимирская, 45), поддерживали атланты и кариатиды. Фасад украшала скульптурная группа в составе двух “думающих” мальчиков, расположившихся под сенью стилизованного Древа Познания. Один мальчик держал в руке горящий факел (Прометеев огонь знаний), другой — жезл, увенчанный фигурой совы (символ мудрости), которая сидела на табличке со словом “SPQR”. Интересно, что этот девиз древних римлян (“Сенат и народ римский”) является и сегодня неотъемлемым элементом герба столицы Италии.

В 1878 году супруга императора Александра III Мария Федоровна основала в Киеве общину сестер милосердия, в благотворительности которой приняла личное участие. Месторасположение богоугодного заведения неоднократно менялось в пределах города, пока, наконец, в 1913 году для его нужд было построено капитальное здание на улице Мариинско-Благовещенской, 75 (ныне — Саксаганского).

Архитектор В. Рыков, используя элементы венецианского ренессанса, спроектировал великолепный трехэтажный дом с территорией сада, окруженного сквозной металлической оградой. А скульптор Ф. Балавенский сделал немало для того, чтобы эта “музыка в камне” зазвучала в унисон всем требованиям рекламы. Во внутрь треугольных фронтонов он поместил монументальные композиции на тему милосердия, а на выступах в центральной части здания установил четыре благообразных статуи, символизирующие Милосердие, Любовь, Медицину и Жизнь.

Среди тысячи торговых вывесок на Крещатике нам уже попадалась рекламная доска аптекаря А. Марцинчика. По ней, конечно, не определишь, насколько богат человек. И поэтому искреннее изумление вызывает тот факт, что гигантское здание, похожее на фрагмент древнегреческого храма (на углу улиц Саксаганского и Коминтерна), возвел на свои личные сбережения этот скромный фармацевт.

Сегодня, к сожалению, схема художественного оформления дома намного упрощена. А в начале века вершину треугольного фронта украшало величественное изваяние античной богини. Рядом размещались скульптурные изображения сов (они существуют поныне). Можно сегодня увидеть и два массивных бюста, установленных на фасаде между коринфскими колоннами (видимо, это образы корифеев медицины Гиппократа и Авиценны). А вот монументальную группу мифологического содержания, расположенную у центрального входа, мы, увы, уже здесь не обнаружим.

До революции над входом в здание красовалась вывеска: “Торговля ЮРОТАТ”. Второе слово расшифровывается так: “Южно-русское общество торговли аптекарскими товарами”. Фирма была организована в 1881 году, и первым ее главой стал А. Марцинчик. На базе торгового общества вскоре был создан завод по изготовлению лекарств, который функционирует и сейчас. Только называется он теперь Киевский завод медицинских препаратов.

РЕКЛАМА ЦЕМЕНТА

Ну а теперь о святая святых киевской каменной рекламы. Этот дом знают все. Расположенный над крутым обрывом он напоминает силуэт средневекового замка и поражает безумной фантазией скульптурных изображений. Здесь — головы слонов и оленей, фигуры рептилий и рыб, львы, орлы, носороги. По углам здания вместо шпилей в небо врезаются хвосты сказочных русалок, закидывающих сети среди гигантских лилий, свисающих с крыш. И все это сделано из цемента. Относительно сооружения столь необычного дома ходило много легенд. Одни говорили, что зодчий создал “морское дно” в честь своей дочери, утонувшей в Днепре. Другие акцентировали внимание на безудержной страсти хозяина замка к охоте и дальним странствиям.

А ларчик открывался просто. Оказывается, фабрикант Рихтер, обладающий в Киеве неограниченными запасами цемента, заключил с архитектором Городецким в 1902 году джентльменское соглашение. Поскольку цемент в то время был еще новым строительным сырьем и не пользовался спросом, промышленник предложил его зодчему бесплатно, с целью продемонстрировать лучшие качества этого материала. Существует версия, что Городецкий в тот период уже сам являлся совладельцем цементного завода “Фор”.

Как бы там ни было, но монументальная реклама сработала. Товар пошел, купец обогатился. А благодарные киевляне и гости города уже почти сто лет приходят любоваться знаменитым “Домом с химерами” на улицу Банковую, 10.