Созданный постановлением Кабинета министров УССР в 1979 г. Литературно – мемориальный музей-квартира украинского поэта Павла Тычины находится в самом центре столицы, на ул. Терещенковская, 5. Здание, построенное в 1930-х годах для госчиновников высшего ранга, было престижным в советские времена, таким же осталось и сегодня. Просторные квартиры (150-170 кв. метров) с высокими потолками не остаются незамеченными. Музей П.Тычины владеет двумя такими квартирами: одна – на первом этаже, в ней располагается офис музея и большой зал для организации различных культурных мероприятий, вторая – над ней, на втором этаже, это сама квартира Павла Григорьевича с нетронутой обстановкой тех лет, когда там жил поэт.

У директора музея Татьяны Сосновской есть много причин для беспокойства. Помещения, в котором располагается музей, он арендует у Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ). При этом они находятся на балансе расположенного рядом Национального литературного музея Украины (НЛМУ), который подчиняется Министерству культуры Украины. Арендная сумма выплачивается в равных частях ФГИУ и литературному музею. Содержится же музей за счет средств киевского бюджета (киевской общины) через Управление культуры госгорадминистрации.

В конце 2008 г. при мэре Л.Черновецком музей по статье «аренда» перестали финансировать. В начале 2009 г. ФГИУ разорвал с музеем договор аренды, а 1 апреля 2009 г. через суд потребовал, чтобы музей освободил помещения. Управление культуры КГГА, по вине которого и было прекращено финансирование, отказало ему в юридической поддержке. Только усилиями опытных адвокатов и депутатов как Верховной Рады (Комитет по культуре и духовности), так и Киевсовета (А.Бригинца), удалось погасить долги и спасти музей. Но очевидным является то, что киевское руководство не было заинтересовано в сохранении музея. Мало того, сотрудники музея в наказание за свою активную позицию на 3 года были лишены различных доплат к своим мизерным ставкам. В январе 2010 г., когда ФГИУ предложил передать музей в подчинение Министерству культуры, Управление культуры КГГА настояло на том, чтобы музей остался в подчинении города. Почему? Есть над чем задуматься.

Но на этом покушения на помещения музея (иначе не назовешь) не закончились. Сложности возникли в отношениях между НЛМУ и Музеем – квартирой П.Тычины. Часть средств, которые музей П.Тычины должен был перечислять литературному музею, последний в течении трех лет не желал принимать. На многочисленные просьбы выслать платежные документы, НЛМУ не реагировал, но в конце 2012 г. подал иск в Хозяйственный суд г. Киева к Музею-квартире П.Тычины по взысканию задолженности по арендной плате в сумме более 156 тыс. грн. с взысканием солидной пени и штрафа. Третьей стороной от ответчика выступили ФГИУ, который не заявлял самостоятельных требований по предмету спора, и Департамент культуры (бывшее Управление культуры) КГГА.

27 марта суд вынес решение, которым обязал Музей-квартиру П.Тычины оплатить полностью сумму задолженности по арендной плате Национальному литературному музею Украины без уплаты пени и штрафа, так как посчитал, что ситуация была создана НЛМУ умышленно. Однако НЛМУ до сих пор не выдал музею П.Тычины платежные документы. Несмотря на положительное решение суда для музея П.Тычины, не проходит чувство тревоги: зачем литературному музею вообще понадобились манипуляции с арендной платой,  и какие шаги по уничтожению музея П.Тычины (частичному или полному лишению помещений) могут быть предприняты дальше? Об этом и о других проблемах я решила поговорить с директором музея Татьяной Сосновской.

– Татьяна Викторовна, что Вас беспокоит, прежде всего?

– Мы боимся потерять самостоятельность (сейчас музей – юридическое лицо) и потерять помещение, где располагаются наши сотрудники и зал для проведения мероприятий (170 кв. метров), есть и опасение, что в дальнейшем музей закроют. Мы видим, что произошло с Музеем – квартирой Н.Бажана – писателя и государственного деятеля, расположенном в нашем доме на третьем этаже, после передачи его в 1996 г. НЛМУ в качестве филиала. Его закрыли на 8 лет на ремонт. За это время люди потеряли память о музее. Это привело к тому, что когда произведения Н.Бажана убрали из школьной программы, музей стал непопулярен. Наши сотрудники принимали участие в создании этого музея в 1990г. на общественных началах при Музее-квартире П.Тычины, поэтому нам не безразлична его судьба. Там есть чрезвычайно ценные вещи, керамика, картины, которые собирала жена писателя и завещала городу. В 2004 г. музей Бажана открыли, однако есть большие проблемы с посещаемостью. Люди, которые приходят к нам, обычно хотят посетить и музей Н.Бажана. Но для этого им нужно сходить в НЛМУ, купить билет, заказать экскурсовода и только потом вернуться в музей. Люди спускаются к нам, возмущаются и уходят. Хотя музей прекрасный, и там есть что увидеть и услышать. НЛМУ сделал субботу и воскресенье выходными днями. Мы же работаем без выходных. График работы НЛМУ, если мы станем их филиалом, нарушит атмосферу работы нашего музея, которую мы создавали 30 лет. Мы панически боимся зависимости от НЛМУ. Наши опасения имеют серьезные основания.

В начале апреля нас посетила комиссия из НЛМУ, осмотрела помещения и составила акт об их состоянии. После подготовки акта нас пригласили его подписать, но не захотели показать содержание акта. Мы догадываемся, что суть документа – помещения требуют срочного ремонта. Мы не согласны с этим. Есть ли смысл сейчас, когда нет средств в бюджете, закрывать музей на ремонт? На ремонт понадобится более 1 млн. грн. Мы боимся, что это предлог для закрытия музея на многие годы, в течение которых он потеряет свою аудиторию. Мы не уверены, что вернемся в свои помещения, и музей будет дальше существовать. Мы не доверяем НЛМУ. В 1998 г. директор НЛМУ уже требовала, чтобы первый этаж мы освободили, у нее были другие планы на это помещение. Сегодня мы считаем, что основной целью литературного музея является использование помещений первого этажа музея П.Тычины в коммерческих целях. НЛМУ уже позволил себе использовать свои помещения для организации промышленной ярмарки. Там можно было купить белье, шубы и др. товары. Мы считаем такое использование музейных помещений недопустимым.

-Как Вы собираетесь противостоять НЛМУ, ведь ваши помещения у него на балансе?

– Мы обратимся к министру культуры. Хотя ситуация и там сложная. Отдел музеев уже несколько месяцев без руководителя. Прежний руководитель оказалась неспособной что-либо изменить к лучшему. До нее был руководитель совершенно некомпетентный. Сейчас нет государственной политики в музейной сфере, и некому этим заниматься. Старым специалистам не под силу разрабатывать новые подходы к деятельности музеев. Специалисты на местах в условиях безденежья держат музеи «на плаву» – им нельзя мешать.

– Как Вы «держите» Ваш музей?

– Это сложно, но мы стараемся. Работаем на энтузиазме и любви сотрудников к своему делу. Мы являемся музеем третьей категории (всего их четыре), поэтому зарплаты очень маленькие, и молодые специалисты у нас, к сожалению, не задерживаются. Я считаю, что в столице музеев третьей категории не должно быть. Чиновники не понимают, что музейному работнику, экскурсоводу нужно выглядеть пристойно и заниматься постоянно самообразованием, покупать книги, а это требует денег. Тем не менее, работаем мы активно, нас знают и даже приглашают участвовать в презентациях за границей. Прежде всего, у нас очень недорогие входные билеты – мы учли возможности всех слоев населения. Для школьников – 2,5 грн., 6 грн. – для пенсионеров. Работаем без выходных, в воскресенье вход в музей бесплатный. Должна сказать, что молодые люди и студенты охотно берут билеты на литературные, музыкальные и творческие вечера, которые мы проводим. Люди ищут духовного общения. За последние 3 месяца мы провели около 100 мероприятий, в том числе для детей разного возраста. Есть дни для совсем маленьких, например, перед пасхой мы показываем им писанки, подаренные Павлу Тычине, и учим детей рисовать их фрагменты. Младших школьников мы учим делать поздравительные открытки, но обязательным условием является текст из произведений Павла Тычины, который они выбирают сами. Мы организовали курсы украинского языка, проводим семинары для учителей с использованием творчества П.Тычины. Посетителей у музея за квартал в среднем около 3,5 тысяч человек по билетам, и 4.4 тысячи приходят в бесплатные дни и на бесплатные мероприятия.
Я и мои коллеги не представляем себе жизни без музея.

Импрессионист, символист, романтик …

Павел Тычина (1891 – 1967) – поэт, переводчик, публицист, общественный деятель, жизнь и активная деятельность которого совпала с временами жестоких перемен и преобразований в обществе. Почти все исследователи творчества и деятельности этого очень талантливого человека сходятся в высокой оценке его поэтических произведений, созданных в молодые годы, и в негативной оценке произведений, созданных по заказу коммунистической партии. Многие считают его трагической личностью, не сумевшей противостоять тоталитарному правящему режиму.

Родился поэт в селе Пески Черниговской губернии в семье многодетного сельского священника. Учился в земской начальной школе, затем в Черниговском духовном училище, одновременно пел в монастырском церковном хоре, где и получил музыкальное образование. В 1907-1913 гг. Тычина учился в духовной семинарии, в старших классах которой обучался рисованию. Друзьями Тычины в семинарии были Григорий Веревка, будущий поэт Василий Элланский, Андрей Сказка и другие деятели украинской культуры. Тогда же на литературных «субботах» он знакомится с Михаилом Коцюбинским, пишет и публикует свои первые стихи.
В 1913 – 1917 гг. Павел Тычина учится на экономическом факультете Киевского коммерческого института, но не заканчивает его. Работает редактором газеты «Рада», техническим секретарем редакции журнала «Світло», затем помощником хормейстера в театре Николая Садовского. Позже Тычина работает завотделом хроники газеты «Нова Рада» и отдела поэзии журнала «Літературно-науковий вісник», является председателем секции Всеукраинского издательства.
В 1919 г. Тычина издает свою первую книгу стихов «Солнечные кларнеты», которую высоко оценили как его современники, так и будущие исследователи литературы, писатели и поэты. Считается, что молодой поэт создал своеобразную украинскую версию символизма, собственный поэтический стиль, ему удалось в «Солнечных кларнетах» найти аутентичное отражение возрождения своей страны.
Победа Октябрьской революции в 1917 г. ознаменовалась гражданской войной, террором, разрушениями, голодом. В этих обстоятельствах Тычина сохраняет позицию независимого поэта и в 1923 г. создает поэму «Прометей», где раскрывает тему тоталитаризма. В первой половине 20-х годов Украина становится суверенным членом СССР, а Тычина – ведущим украинским поэтом. Выходят его сборники «Плуг», «Ветер с Украины». Он работает в журнале «Искусство», заведует литературным отделом Киевского театра им. Т.Шевченко, политкомиссаром которого был А.Довженко.
В 1923 г. Тычина переезжает в Харьков и входит в организации, которые пытаются противостоять шовинизму ЦК ВКП (б). За эту принадлежность и стихотворение «Чистила мати картоплю» Тычину резко критиковали, и он на некоторое время замолчал. Затем занялся изучением иностранных языков.

В 1927 г. поэт начинает писать стихи по заказу партии. В 1934 г. П.Тычина переезжает из Харькова в Киев и поселяется в доме писателей. В условиях тотального коммунистического террора, расстрела одних и самоубийства других писателей, Тычина с серией «партийно сдержанных» публикаций капитулирует перед насилием.
Партия не осталась в долгу. Павел Тычина – член ВКБ (б) с 1944 г., директор института литературы АН УССР (1936–1939, 1941–1943), председатель Верховной рады (1953-1959), министр просвещения УССР (1943 -1948), академик АН УССР (1929), лауреат Сталинской премии (1941), лауреат Шевченковской премии (1962), Герой социалистического труда (1967). Кавалер пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового красного знамени.

Но не все однозначно. Историк литературы С.Ефремов так писал о поэте: «Тичину важко уложити в рамки одного якогось напрямку чи навіть школи. Він з тих, що самі творять школи, i з цього погляду він самотній, стоїть ізольовано, понад напрямами, віддаючи данину поетичну всім їм – од реалізму до футуризму (“червоно-си–зеле дугасто”), одинцем верстаючи свою творчу путь. Це привілей небагатьох – такий широкий мати діапазон… Поет, мабуть, світового масштабу, Тичина формою глибоко національний, бо зумів у своїй творчості використати все багате попередніх поколінь надбання. Він наче випив увесь чар народної мови і вміє орудувати нею з великим смаком і майстерністю… Дивний мрійник з очима дитини і розумом філософа».

В 1970 – 71 гг. писатель Василий Стус написал исследовательскую статью о творчестве П.Тычины под названием «Феномен времени (Восхождение на Голгофу)»: «Слава генія, змушеного бути пігмеєм, блазнем при дворі кривавого короля, була заборонена. Слава ж пігмея, що став паразитувати на тлі генія, була забезпечена величезним пропагандистським трестом.

В історії світової літератури, мабуть, не знайдеться іншого такого прикладу, коли б поет віддав половину свого життя високій поезії, а половину — нещадній боротьбі зі своїм геніальним обдаруванням

Як би там не було, Тичина — така ж жертва сталінізації нашого суспільства, як Косинка, Куліш, Хвильовий, Скрипник, Зеров чи Курбас. З однією різницею: їхня фізична смерть не означала смерті духовної. Тичина, фізично живий, помер духовно, але був приневолений до існування як духовний мрець, до існування по той бік самого себе. Тичина піддався розтлінню, завдавши цим такої шкоди своєму талантові, якої йому не могла завдати жодна у світі сила».

Если захотите узнать больше о личности великого украинского поэта, зайдите в Литературно-мемориальный музей-квартиру Павла Тычины на ул.Терещенковской, 5. Пока он существует.