Тогда же появились и первые объединения ремесленников. Высшего расцвета цехи достигли в ХVI — ХVIII столетиях. Перенесемся мысленно в эпоху Магдебургского права на центральную площадь Киево-Подола — Контрактовую.

Вслед за всадниками элитного подразделения и оркестром чеканят шаг колонны ремесленников. Они несут стяги, вымпелы, хоругви, гербы и прочие символические изображения рода своей деятельности. Так выглядел сводный парад “цеховой пехоты”, посвященный традиционным “магдебургским церемониям”, которые ежегодно проходили в Киеве 14 августа и 19 января (по н. ст.).

Поначалу в городе функционировало 4 цеха: портняжный, скорняжный, кузнечный и сапожный. Их привилегии подтверждались грамотой магистрата от 1677 года. Затем появились музыкантский, бондарский, гончарный, хлебопекарский, столярный.

Особое место среди профессиональных объединений занимал цех цирюльников. С 1767 года в обязанность брадобреев входила стрельба из магистратских пушек во время праздников и торжеств. Хотя в целом членам цирюльного цеха предписывалось: “Брить, пускать кровь жильную и зашкурную, гоить раны рубленные, выправлять вывихи, вырывать зубы, лечить шелудивую болезнь и переломы”.

Каждый цех имел свой герб и устав. Например, геральдический символ сапожного представлял собой большой башмак в окружении маленьких сапожек и туфелек, портняжного — ножницы, кузнечного — щипцы и молот.

У “братчиков” цехов была церемониальная одежда, а иногда и оружие. В заранее назначенный день ремесленники собирались в большом доме — “светлице”. Ее стены украшали иконы, в углу стоял стяг (хоругвь), а на столе — цеховой ларец, в котором хранились грамоты и документы. Рядом размещалось трехгранное “зерцало” с выдержками из ремесленного устава.

На почетном месте за столом восседал цехмистер. Перед ним лежали ножницы, печать, чернильница и песочница. Когда цехмистер открывал ларец, это обозначало, что собрание началось. Опоздавшие платили штраф.

Зимой из Богоявленского собора к Днепру совершался Крестный ход. Летом воду святили в чаще фонтана “Самсон” (“Фелициал”). Когда богослужение в храмах заканчивалось, наступал “звездный час” всех членов Киевского братства. Торжественным маршем они проходили мимо здания магистрата. Звучали фанфары, гремели литавры, а со стен Братского монастыря палили из пушек.

Следуя православным обычаям, каждый цех объединялся вокруг прихода какой-либо церкви. Чаще всего это был храм, возведенный в честь святого, имя которого соответствовало профессиональной деятельности ремесленников. Плотники почитали св. Иосифа, рыбаки — Апостола Андрея Первозванного и Николая Чудотворца, сапожники — св. Кузьму и Демьяна, кузнецы — князя Владимира, а цирюльники — Архистратига Михаила, патрона города. Кстати, образы этих покровителей часто встречаются на хоругвях и эмблемах “братчиков”.

Сегодня на углу улиц Ярославов Вал и Олеся Гончара стоит дом, на фасадах которого изображены лопата и кирка, обведенные кругом. Ниже — надпись на латыни: “Молись и трудись”. Этот девиз созвучен с названиями древних улиц Гончарной, Дегтярной, Кожемякской и проложенных позже — Соляной, Бондарской, Резницкой, Рыбальской, Боенской. Выразительны и наименования ныне существующих переулков — Кузнечный, Мыльный, Керосинный, Хлебный, Рыбный, Винный. Они переносят нас в те времена, когда труд, слава и вера были единым целым.