На первых порах княжения Владимира казалось, что он скорее продолжит традиции своего отца Святослава, воинственного язычника, нежели бабки – княгини-христианки Ольги. Князь поклонялся древним идолам, жил отнюдь не по святым заповедям, – достаточно вспомнить его многочисленных наложниц в трех резиденциях (если верить летописям, то 300 в Вышгороде, 300 в Белогородке и 200 в местности Берестово на нынешнем Печерске) или историю с взятой насильно женой Рогнедой. Однако настало время, когда Владимир, одухотворенный христианскими идеалами, преобразился и призвал всех своих подданных вслед за ним принять крещение. Этот момент стал одним из определяющих в отечественной истории вплоть до нынешнего времени.

Понятно, что в городе, стяжавшем славу «Иерусалима земли Русской», имя князя-крестителя осталось одним из наиболее чтимых. Еще в древнерусском фольклоре он предстал как «Владимир Красное Солнышко», мудрый и справедливый отец киевлян (хотя в отдельных былинах проявлял неуместную вспыльчивость, скажем, по отношению к Илье Муромцу, – видимо, рецидивы дохристианского темперамента). В отечественной истории князя называют Владимиром Великим. А на карте Киева его имя даже в советское атеистическое время не было полностью стерто, теперь же оно встречается в разных уголках столицы.
«Город Владимира».



Место в начале улицы Владимирской, где был сосредоточен наш город еще во времена княжения Владимира Святославича, так и называют «Город Владимира». Площадь его составляла всего около 10 га; место, где археологи обнаружили остатки городских ворот, выложено кварцитом прямо на проезжей части улицы. Часть территории «города Владимира» превращена в археологический заповедник вокруг здания Национального музея истории Украины. Здесь находилась выстроенная князем Десятинная церковь, стояли его дворцы и палаты, в которых Владимир Красное Солнышко пировал с былинными богатырями. Отсюда же началось школьное образование на Руси: первая известная из летописей школа появилась при Десятинной церкви.


 


Владимирская горка

Возвышенность в тылу Михайловского Златоверхого монастыря, обращенную к Днепру, в свое время называли Михайловской горой. Но после того, как во второй половине позапрошлого века городские власти обустроили вокруг статуи князя Владимира парк, его назвали «Владимирская горка», откуда такое же имя получила и вся гора. Парк стал популярным местом отдыха – зеленым, уютным, со старинными беседками и красивыми видами сквозь прогалины в листве. Когда-то здесь собирался традиционный крестный ход в день Св. Владимира 15 (28) июля.


Владимирский спуск

Долгое время трасса, соединяющая Подол с началом Крещатика, была частью Александровской улицы и называлась Александровским спуском. После установления советской власти ее вместе со всей улицей переименовали в честь Революции, потом в честь Кирова, но с 1940-х годов спуск, прилегающий к Владимирской горке, получил самостоятельное имя – Владимирский.


 


«Нижний памятник Владимиру»

Самый первый в Киеве монумент был воздвигнут в 1802 году в честь подтверждения царем Александром I Магдебургского права на местное самоуправление для киевлян. Архитектор Андрей Меленский придал ему вид колонны тосканского ордера высотой 18 метров на кирпичном основании из трех арок. Под аркой в основании колонны в прежние времена была часовня с «Крещатикским источником» – небольшим бассейном, наполнявшимся водой из подземных ключей.

Монумент больше всего известен как «колонна Магдебургского права», но его называют еще «памятник Крещению Руси» – поскольку он установлен примерно на том месте, где князь Владимир Святой крестил своих сыновей. А еще он считается «нижним памятником князю Владимиру» – ведь на подножии колонны имеется текст: «Святому Владимиру Просветителю России».


«Верхний памятник Владимиру»

Спустя полвека после «нижнего памятника», в 1853-м, на террасе прилегающей возвышенности был открыт «верхний памятник» – первый в Киеве скульптурный монумент. Его проект составил петербургский скульптор Василий Демут-Малиновский, осуществлял его барон Петр Клодт (автор конных групп на Аничковом мосту через Фонтанку в Питере); архитектором памятника был Александр Тон. Величественная статуя святого князя с крестом в правой руке стоит на кирпичном пьедестале с чугунной облицовкой, напоминающем часовню; суммарная высота – 20,5 м.

На пьедестале помещен горельеф, изображающий сцену крещения киевлян. Здесь же, кстати, выполнены рельефные регалии ордена святого Владимира (звезды и кресты). В последние годы возродили традицию, заложенную еще в конце XIX столетия, – подсвечивать в темное время крест Владимира с помощью электричества.


 


Владимирская церковь


Изображение 1880-х годов















Владимирский собор

Кафедральный собор в честь равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси – был освящен в 1896 году. Этому предшествовали четыре с лишним десятилетия его проектирования, строительства и оформления. Составленный еще в 1852 году проект 13-главого соборного храма, составленный зодчим Иваном Штромом, не удалось реализовать по недостатку средств. Его изменяли, сокращали, начали строить (под руководством архитектора Александра Беретти) – и прервали работы из-за трещин в стенах и сводах.

В конце концов, после долгих передряг, епархиальный архитектор Владимир Николаев благополучно довел строительство 7-главого собора до конца. А художественную отделку внутри храма разработал профессор Адриан Прахов. Он привлек к росписям таких видных живописцев, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Вильгельм Котарбинский и другие, благодаря чему собор превратился в один из самых выдающихся памятников монументального сакрального искусства.


 


Университет тоже был Владимирским

Университет имени Тараса Шевченко носит имя Кобзаря с 1939 года. Это знают все. Но не всем известно, что при его основании в 1834-м он был назван в честь Святого Владимира. Впрочем, те, кто этого не помнит, могут догадаться благодаря своеобразной архитектурной подсказке. Фасад главного корпуса университета, возведенного в 1837– 1843 годах по проекту петербургского зодчего Викентия Беретти, окрашен в два цвета: красный (основная площадь) и черный (детали колонн и карниза). Принято считать, что они отвечают красной с черными полосами ленте дореволюционного российского ордена Св. Владимира.


Владимирская улица

После того, как в 1830-х годах были срыты валы старинных укреплений на Верхнем городе, там была проложена улица, ведущая в направлении строящегося университета. К концу позапрошлого века по этому направлению окончательно сформировалась Большая Владимирская улица. Была, кстати, и Малая Владимирская – так называли ту, которая ныне, после целой вереницы переименований, стала улицей Олеся Гончара.

А Большая Владимирская некоторое время носила имя писателя Короленко, но в конце концов одна из красивейших улиц Киева вернула себе название в честь князя Владимира. К слову, улица Большая Васильковская (Красноармейская) тоже косвенно связана с тем же Владимиром. Ведь ее назвали от направления на город Васильков, который в свое время нарекли от имени Василий, принятого князем в святом крещении.


Владимирский рынок

Одна из киевских церквей, носившая имя Святого Владимира, была в 1830-х годах перенесена с Печерска на так называемое Новое Строение – на Большую Васильковскую улицу. Возле нее образовался Владимирский рынок. Теперь, правда, этого храма уже нет, а на бывшей рыночной площади стоит дворец «Украина». Однако торговый центр переместили на противоположную сторону Большой Васильковской, где в 1960-е годы был сооружен крытый Владимирский рынок.







 



 


А теперь рядом с ним действует Свято-Владимирский духовно-просветительский центр с одноименной домовой церковью. Прилегающая улица, ведущая в сторону реки Лыбедь, называется Владимиро-Лыбедской.