В Православной Церкви есть угодники, земная жизнь которых почти не освещена историей, но они оставили память о себе хотя бы одним выдающимся событием своей жизни, в которой проявилась высота их духовного совершенства. К таким угодникам принадлежит и священномученик Макарий, митрополит Киевский и всея Руси, избранный на кафедру в 1494 г. После опустошительного татаро-монгольского нашествия 1240 года киевские святители не жили в Киеве более 200 лет. С чувством архипастырской обязанности святитель Макарий решил в 1497 г. посетить древнюю столицу Руси. Дорогой из Вильно в Киев митрополит Макарий мужественно не оставил богослужения в храме во время татарского набега и был убит прямо в алтаре.


В честь 400-летия мученической кончины митрополита Макария и был заложен наш храм с церковно-приходской школой.


В 1896 г. Киевское Религиозно-Просветительское Общество решило провести торжественное празднование юбилея и построить церковь-школу во имя священномученика Макария. Активную деятельность в этом деле проявил член Общества, настоятель Свято-Феодоровской церкви, священник Константин Терлецкий. Еще в 1896 г. о. Константин убедил совет Религиозно-Просветительского Общества в целесообразности построения церкви-школы на Юрковице, и 19 декабря 1895 г. Совет Религиозно-Просветительского общества обратился в Киевское Городское Управление с ходатайством о выделении участка земли для возведения молитвенного дома для вечернего богослужения на вышине в начале спуска с Верхней Юрковицы на Нижнюю. В ходатайстве отмечается, что население обеих Юрковиц, которые достаточно отдалены от приходских храмов, являет собой живительный грунт для сектантской пропаганды. На Юрковице, в Шмелевом овраге, Самсонинском овраге живут мастера, рабочие, торговцы. Комиссия по вопросам выделения земель удовлетворила ходатайство Религиозно-Просветительского Общества, выделила 900 кв. сажень земли с тем условием, что в случае, если общество не обустроит участок за три года, земля возвращается назад в собственность города (см. “Киевские Епархиальные ведомости” N9. 1.05. 1896. с. 361).


Выделенный участок, расположенный в живописной местности между Щекавицей и Лысой горой, тотчас же после получения разрешения Киевской Городской Управы на строительство был обнесен забором.


В 1897 г. внимание Совета Киевского Религиозно-Просветительского Общества было обращено главным образом на празднование 400-летнего юбилея, а также на строительство церкви-школы и на организацию противосектантских бесед.


4 февраля 1897 г. Советом Общества была избрана строительная комиссия, которая вела все дела строительства церкви-школы на Юрковице. Материальные трудности, которые возникали, решались с Божьей помощью.


Община церкви Байкового кладбища пожертвовала для строительства церкви во имя священномученика Макария стройматериалы от разобранной церкви святителя Димитрия Ростовского и иконостас этой церкви. Духовный собор Киево-Печерской Лавры восстановил этот иконостас. В проведении подготовительных работ к построению церкви-школы и в самом строительстве активно принимало участие общество Лукьяновской Свято-Феодоровской церкви, Лукьяновское Общество за трезвый образ жизни и много других организаций и частных лиц, Лукьяновское кураторство – председатель М. И. Чоколов. Таким образом, в мае месяцу все подготовительные работы к строительству были завершены.


4 мая 1897 г. по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, состоялась закладка церкви-школы на Юрковице во имя священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.


Перед чином закладки церкви-школы преосвященнейший Сергий (Уманский) обратился к присутствующим с трогательным словом, в котором объяснил суть торжеств и значения церкви-школы для просвещения и спасения жителей этой отдаленной от города местности, где самые названия урочищ – половецкое, печенеговское, татарское – напоминают о смутных и печальных событиях нашей истории. Владыка Сергий пригласил всех внести свою посильную лепту в строительство церкви-школы.


Вечером этого дня в актовом зале Фундуклеевской женской гимназии состоялся торжественных акт Киевского Религиозно-Просветительского Общества, посвященный 400-летию мученической кончины священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.


Обустройство горы и сооружение постройки было полностью окончено к 1 ноября 1897 года, а обошлось это великое дело всего в 10 тыс. руб., которые были собраны главным образом за счет добровольных пожертвований. В ноябре строительная комиссия отчитывалась Совету Киевского Религиозно-Просветительского Общества, что церковь-школа готова к освящению. Освящение храма по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, было назначено на 30 ноября, на день памяти св. апостола Андрея Первозванного.


Накануне, 29 ноября 1897 года, в Лукьяновской церкви св. Феодора Освященного состоялась всенощная. На следующий день из этой церкви после совершения ранней литургия на Юрковицу выступил крестный ход с перенесением святых мощей.


В 9 часов утра для освящения церкви-школы прибыл епископ Сергий – предстоятель Киевского Религиозно-Просветительского Общества. В освящении церкви епископу Сергию сослужили: архимандрит Антоний – наместник Киево-Печерской Лавры, архимандрит Евлогий – настоятель Выдубицкого монастыря, протоиерей П. Г. Преображенский и иеромонах Платон – доцент Киевской Духовной Академии. После освящения была отслужена литургия, в конце которой священник Г. Я. Прозоров произнес слово о значении храма для христианина: “Храм есть неоцененная святыня, дом Божий, школа жизни и спасения, сотворенная самим Богом, которая воспитывает людей Евангелием и благодатными средствами Господа нашего Иисуса Христа. Нет и быть не может лучшего воспитательного заведения на земле, чем храм Божий, и именно потому, что он Божий. Школы, устроенные людьми, настолько ценны, насколько воплощают идеалы, провозглашаемые в храме Божием, насколько благоустраивают души своих воспитанников. Если школа отделяется от храма Божьего, то в ней исчезает воспитание души и остается лишь обучение. Но где школа и храм Божий вместе, там есть все, что необходимо для всестороннего и гармонического развития умственных и моральных сил человека-христианина, для получения им знаний и добрых навыков жизни. Исходя из такого убеждения, Киевское Религиозно-Просветительское Общество принесло в дар неграмотным людям Юрковицы храм Божий и под покровом его школу, в которой бы они просвещались богослужением и уроками в школе; премудростью Божией и знаниями людскими, в которых они молились бы и учились”. (“Киевские Епархиальные Ведомости” 1898 г., N1).


После литургии владыка Сергий обратился к присутствующим с архиерейским словом, в котором указал на знаменное совпадение освящения церкви-школы на Юрковице с праздником апостола Андрея Первозванного. “Первозванный апостол поставил Крест на одной из гор Киевской земли, и отсюда свет Христов засиял всей Русской земле. Киевское Религиозно-Просветительское Общество воздвигло храм Божий на Юрковских высотах, и верится теперь, что с помощью Божией отсюда расширится свет Христов на темную Юрковицу” (“Киевские Епархиальные Ведомости” 1898 г., N1).


Однако, дело было сделано лишь наполовину. Юрковица получила церковь-школу и личного учителя, но священник приглашался Киевским Религиозно-просветительским Обществом лишь на праздничные богослужения. Трудность была в том, что священника на таком бедном приходе необходимо было обеспечить хотя бы квартирой. Кроме того, одно здание не могло обеспечить и церковноприходские и школьные нужды. Необходимо было и для школы построить отдельное помещение. Сам Юрковский приход решить эту проблему не мог – не хватало средств, да и не было еще инициативного человека, способного сдвинуть такое дело, но к счастью юрковчан, они имели своего приходского священника, Константина Терлецкого – настоятеля Лукьяновской Свято-Феодоровской церкви.


Осенью 1898 года о. Константинна свой страх и риск , не имея никаких средств, начал при церкви строительство большого здания для церковно-приходской школы и квартиры священника. Когда спрашивали о. Константина, на какие средства будет строится школа, он отвечал: “Бог поможет”. Сооружение здания было завершено летом 1898 года, и школу перевели в новое помещение. Тогда же в Свято-Макариевскую церковь на Юрковице парафиальным священником был назначен о. Михаил Алабовский.


Братство, которое возникло вскоре при Свято-Макариевской церкви, заботясь о благосостоянии церкви и о бедных людях прихожан, по примеру Свято-Феодоровской церкви и по рекомендации ее настоятеля, открыло при Свято-Макариевской церкви дневной приют для детей. При братстве также была открыта библиотека. Местные обычаи постепенно стали меняться. Да и внешний вид местности заметно изменился: появилась мостовая, воздвигались красивые здания, открылся магазин.


В Свято-Макариевской церкви с тех пор богослужения совершались регулярно каждую неделю и в праздничные дни, и, кроме того, по вторникам вечером пелся акафист “Успению Пресвятой Богородицы” и произносились проповеди.


Отец Михаил Алабовский – заведующий чтением в Свято-Макариевской церкви пишет в 1904 г.: “с годами определяется постоянный состав слушателей, количество которых в Великий пост растет. Пение акафиста, как правило, вызывает особенное молитвенное настроение. Те, кто молится, в большинстве случаев слушают его на коленях, многие повторяют особенно выразительные слова акафиста, обращенные к сердцу. И это настроение очень содействует надлежащему восприятию рекомендованного чтения”.


В школе даже до 1918 года. по воскресеньям проводились вечерние занятия с 16 часов до 20, а в будние дни с 12 до 16 часов. В воскресные дни школу посещали до 70 человек, а в будни – до 50. Сначала обязанности учителя исполнял выпускник духовной семинарии, а потом был учитель с педагогическим образованием, который жил при школе.


Приют посещали до 70 детей, в том числе – 15 переданных из города. В приют принимались дети от 3 до 9 лет с оплатой по 5 копеек из состоятельных семей, дети бедных принимались бесплатно. С марта 1908 г. делами приюта начал заниматься Дамский Комитет при Киевском Свято-Макариевском братстве. Комитету помогал высокопреосвященнейший Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий.


Следует отметить, что строительство, а в будущем и деятельность Свято-Макариевской церкви и ее братства свершались при помощи активного содействия и материальной поддержки религиозных, общественных организаций и частных лиц.


После октябрьского переворота и гражданской войны Свято-Макариевское Юрковское братство прекратило свою деятельность. Школу и приют новая власть у церкви забрала. Помещение школы приспособили под жилое здание. Здание детского приюта было превращено в тубдиспансер.


Настоятель Свято-Макариевской церкви священник Никодим в 1937 г. был арестован. Семьи отца настоятеля и отца диакона из церковного здания выселили. Церковь приспособили под шорную мастерскую, разрушив колокольню и купол.


Возобновилась жизнь в Свято-Макариевском приходе в 1942 г., когда зимой собрались верующие Татарки на Юрковице и зарегистрировали церковную общину. Это были супруги М.М. и М.П. Булавы, Я.М. Карпов, М.И. Токарева, супруги Илопацкие, М.В. Шульженко, братья Гермоген и Иоасаф Шиманские, С.И. Фокин, неизменный псаломщик Александра Андреевна Ходорко, Б. Ходорко.


Летом 1942 г. стараниями жителей окрестных районов удалось провести хоть какой-то ремонт чтобы в Свято-Макариевской церкви можно было совершать богослужения. Был устроен алтарь, клирос, поставлен фанерный иконостас, собраны некоторые иконы. Освящение храма было совершено по благословению преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Киевского, иеромонахом Анатолием.


Но полное возрождение церкви началось 17 декабря 1945 года – в день памяти великомученицы Варвары, когда митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) назначил настоятелем храма священника Георгия Едлинского. Отец Георгий сумел объединить вокруг церкви прихожан, которые в меру своих сил и способностей трудились, как и их настоятель, возрождая прежнее благолепие церкви.


В 1947 г. о. Георгий привлек к иконописным работам выдающегося мастера – художника И.С. Ижакевича, который написал для церкви иконы: священномученика Макария, Божией Матери “Нечаянная Радость”, святителя Николая “Мокрого”, великомученицы Варвары, Феодора Освященного, мученика Иоанна-воина, преподобного Серафима Саровского. Другие иконы были написаны его учениками.


Новый дубовый иконостас, клирос, киоты и свечной ящик были сделаны местными столярами-резчиками по проекту архитектора А.И. Мурашко с участием кандидата архитектуры Е.Д. Коржа. Освящение нового иконостаса и икон о. Георгий совершил в 1952 г.


Отец Георгий был добрым пастырем и мудрым человеком. В то нелегкое время он сумел заниматься и благотворительностью, и проповедничеством, и подготовкой достойных пастырей, и это при том, что все это неуклонно запрещалось и преследовалось тогда государством и компартией.


Когда о. Георгий состарился, пришла ему достойная замена в лице протоиерея Анатолия Затовского, который стал настоятелем Свято-Макариевской церкви 6 мая 1984 г. Энергия и старательная забота о Доме Божием протоиерея Анатолия, умноженные на мудрость и старчество отца Георгия, стали новой живительной струей в жизни прихода. К тому же отец Анатолий не нарушил прежний уклад приходской жизни – неспешные богослужения, основательные исповеди, длительные беседы с прихожанами после службы.


К 1000-летию Крещения Руси были проведены большие работы по благоустройству храма и окружающей территории. На потолках алтаря и храма были написаны большие панно-иконы “Святая Троица” (худ. Ю. Морозов), “Спаситель с Евангелистами” (худ. Л. Мамаенко), Божией Матери (худ. С. Мамаенко). Престол был украшен позолоченным окладом, вокруг церковной усадьбы построен новый каменный забор.


В это время церкви было возвращено помещение прежней церковно-приходской школы. Здание было капитально отремонтировано, в нем расположились библиотека, класс воскресной школы и класс для проведения занятий с певчими церковного хора, просфорня, трапезная.


В 1989 г. были начаты работы по восстановлению куполов храма по архитектурной разработке Л.В. Мамаенко. И уже в 1991 г. Свято-Макариевская церковь восстала в своем первозданном виде с сияющими позолотой маковками куполов и новой колокольней.


И теперь Свято-Макариевская церковь живет полной жизнью: по субботам, воскресеньям и праздникам совершается Божественная литургия, на которой верующие причащаются Святых Христовых Таин, совершаются Таинства покаяния, крещения, венчания, елеосвящения – всего того, что составляет сущность религиозной жизни Украинской Православной Церкви. Каждый четверг поется акафист священномученику Макарию.


В новых социальных условиях храм раскрывает новые грани своей деятельности. Это духовное просвещение детей и взрослых: 30-40 взрослых и почти столько же детей получают начальные богословские знания и опыт на уроках Закона Божьего.


Сто лет украшает горы Татарки Свято-Макариевский храм. К 500-летию мученической кончины митрополита Макария напротив храма заложен сквер, сооружена во имя священномученика Макария беседка-часовня. Кроме того, прихожане храма во главе с настоятелем в мае 1997, 1998гг. побывали с паломнической поездкой на месте мученической кончины священномученика Макария в селе Скригалов в Белоруссии на р. Припять и вознесли свои молитвы во имя святого.