«Газета…» поднялась на башню киевского Речного вокзала, и убедилась: наш порт живет, и все еще встречает грузы издалека

Каждое лето киевляне заново открывают для себя самый романтичный и самый малоизвестный из столичных вокзалов: пассажирский Речной вокзал на Почтовой площади, в самом начале старого Подола. Его стройное белое здание, сложенное из вполне «морского» камня – инкерманского известняка – и отделанное полированным гранитом, блестящим, как хорошо надраенная палуба судна, имитирует старый пароход и будто плывет на фоне днепровских пейзажей.

Со стороны площади оно имеет всего два этажа, однако те, кто прогуливается по пристани, может видеть Речной вокзал во всей красе – четыре похожие на палубы яруса с открытыми галереями для летних кафе, большие круглые окна, имитирующие иллюминаторы. Над ними, на еще одном, техническом этаже, похожем на корабельный мостик, красуется стеклянная башенка с винтовой лестницей. Она ведет к главному украшению здания – затейливому трехметровому флюгеру. Его перекладина увенчана металлической розой ветров, указывающей на все четыре стороны света, а на вершине шпиля помещена изящная каравелла, с дюралюминиевыми мачтами, покрытыми блестящим сусальным золотом.

Этот самый большой и красивый киевский флюгер вполне мог бы стать одним из символов города, подобно рижскому петушку на колокольне собора святого Петра. Чтобы добраться до него, мы поднимаемся на самую верхнюю «палубу» нашего вокзала, в его «святая святых», где расположена главная диспетчерская киевского речного вокзала. Несколько комнат, на стенах которых висят фотографии капитанов, морской барометр и речные карты-лоции акватории Днепра, испещренные отметками глубин и мелей.
– Здесь находится оперативное руководство добычей днепровского песка и нашими речными перевозками: погрузка, отгрузка, транспортировка. Связываемся с судами по передатчикам УКВ, а теперь еще и по мобильным телефонам с капитанами говорим, чтобы идти в ногу со временем, – рассказывает нам главный диспетчер Александр Николаевич Сошин, пока его сотрудники говорят по рации с баржами и кранами, разбросанными по реке аж до песчаного карьера в Каневском море, возле Украинки.

Люди дежурят здесь днем и ночью – работа речного моряка очень сложна, о чем рассказывает нам диспетчер Анатолий Иванович Козленко, бывший капитан теплохода «Горловка», который ходил когда-то по всей судоходной части Днепра – от южного Николаева и до пристаней в белорусском городе Мозырь.

– У нас говорят: «речника» легче переучить ходить по морю, чем «моряка» по реке плавать.

– Здесь надо иметь мгновенную реакцию, хорошо знать судоходный фарватер, со всеми его перекатами и мелями, которые, к тому же, меняются из года в год вместе с изменчивым руслом Днепра. Раньше у нас было много опытных капитанов: в весеннюю воду суда поднимались далеко вверх по Припяти, отвозили руду для Польши и забирали у белорусов нужный нашим металлургам кварцит. А пассажирских «метеоров» сколько тогда ходило по Днепру!

Сейчас – совсем другое время. Однако, по словам диспетчеров, как раз в эти дни в Киев пришло из Турции грузовое судно «Лилия Карастоянова» под флагом Молдовы. А украинские баржи нередко возят арматуру в Днепропетровск, где перегружают ее на морские суда. Значит, Киев по-прежнему сохраняет свой старый статус международного порта.

Об этом напоминают прекрасные монументальные панно в фойе Речного вокзала, торжественно открытого в 1961 году, в присутствии первого секретаря Компартии Петра Шелеста и председателя Киевского горисполкома Алексея Давыдова. На них изображены сжимающий штурвал капитан, разгружающие суда докеры и работающие на палубе матросы, вместе с разнообразными речными судами – от кораблей на подводных крыльях до древних варяжских драккаров. Кафе «Старый причал» – одно из двух «водниковских» заведений столицы, наряду с известным пабом «Трюм» на улице Сагайдачного – напоминает о временах, когда здесь размещался популярный у киевлян ресторан «Одесса».

Сегодня внутри вокзала малолюдно – ходя когда-то, в золотые времена дешевой тюменской солярки и массовой навигации по Днепру, здесь были заполнены все пятьсот пятьдесят посадочных мест. А в первые годы красавца-вокзала от него отчаливали совсем старые, колесные пароходы, ежедневно курсировавшие во все крупные города на нашей главной реке и ее судоходных притоках – от северных Пинска, Гомеля, Мозыря до южного Херсона, и даже дальше, по морю и лиманам – на Одессу и Николаев. Об этих временах напоминает роскошная электронная карта-схема в фойе на втором этаже вокзал. Когда-то она показывала пассажирам всю разветвленную сеть пассажирской навигации на Днепре, в масштабах всей Украины и за ее границей. В углу этой карты можно видеть поправки, внесенные после аварии на ЧАЭС – о том, что пассажирские суда больше не ходят в белорусские города и порт Страхолесье на Киевском море, ставший одной из главных транспортных баз для ликвидаторской техники.

Впрочем, Речной вокзал выполняет свои пассажирские функции и сегодня – в его здании, как и раньше, работает Речное пассажирское экскурсионное агентство, которое ежедневно возит киевлян на теплоходах по Киевскому морю, в устье Десны и на Осокорки. Пока в нашем городе будет придающая ему неповторимый облик река, здесь будут плавать суда и случаться комичные истории, одну из которых рассказал нам старый капитан, а ныне диспетчер Анатолий Козленко.

– Не так давно мы ночью снимали с мели частное судно на острове Великий, возле плотины Киевской ГЭС. Поплыли туда отдыхающие с детьми, приплыли, когда на гидроэлектростанции сбрасывали воду, пожарили шашлыки. А потом вода отошла, а капитан выпил, и не заметил, как судно… осталось на суше. Позвонили эти робинзоны в МЧС, там им дали телефон нашей диспетчерской, и мы им, конечно, помогли. Но река – это не шутка. Она нам, например, до сих пор бомбы и мины, оставшиеся с войны, отдает. А потому город должен уважать труд своих речников и ценить свои «морские ворота» – старый Речной вокзал.