Нынешняя ситуация скорее напоминает дореволюционные времена. Тогда каждая семья решала для себя летние проблемы в меру своих возможностей. Большинство учащихся-гимназистов во время каникул (раньше говорили также “вакаций”) хотя бы на месяц-другой выезжали из города. Не будем говорить об отпрысках магнатов, которым были доступны как родительские имения, так и заграничные курорты. Но и выходцы из обычных семейств, дети скромных разночинцев, находили возможность отдохнуть на природе. У кого-то имелась родня в селах и на хуторах, другие снимали недорогие дачи сразу на несколько семей. Вроде того, как сказано у Чехова в “Каникулярных работах институтки Наденьки N”: “Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе”.

Скажем, юный гимназист Костя Паустовский ездил на дачу в имении Ревны в Брянских лесах, которую снимал его дядя, и с тех пор навсегда полюбил природу и увлекся рыбной ловлей. А вот у профессора Киевской духовной академии Афанасия Булгакова была собственная дача недалеко от Киева, в Буче. Там его старший сын Михаил Булгаков охотно играл в крокет, в теннис, но также приобщался к драматическому искусству, – еще будучи 12-летним гимназистом, впервые вышел на сцену в дачном театре. Будущий актер и исполнитель собственных песен Саша Вертинский нередко отдыхал на хуторе Моцоковка близ Золотоноши, принадлежавшем его тетушке. Там был роскошный фруктовый сад, о котором у Вертинского сохранилось воспоминание на всю жизнь.

Сережа Лифарь, будущий гениальный артист балета, устраивался на отдых в имении его деда по матери в Каневском уезде. Мальчика увлекали украинские народные обряды, которых он насмотрелся в изобилии; он одинаково охотно играл со сверстниками то в майн-ридовских индейцев, то в запорожских казаков. Своеобразные дачные развлечения были и у киевского гимназиста Коли Анциферова – впоследствии известного историка и культуролога. Отдыхая на даче в Мотовиловке или в Святошине, он с друзьями пристрастился к игре в рыцарей, фигурки которых мальчишки сами аккуратно рисовали и вырезали из картона. Разыгрывались целые турниры, целые сражения. “Бывали у нас и заговоры: преступников казнили. Казни бывали жестокие. Быстрым закрытием лезвия перочинного ножа положенный на рукоятку рыцарь лишался головы. Это была легкая казнь. Тяжелых преступников клали в часовой механизм и заводили его. Это было колесование. Рыцарь выходил искромсанный колесами. Еретиков инквизиторы сжигали на свечке”.

В принципе, можно было уехать на лето и в более дальние края. Тот же Константин Паустовский как-то вместо привычной поездки в Ревны отбыл в Крым, в Алушту – тогда еще тихий, полупустынный городок. В повести Валентина Катаева “Хуторок в степи” можно даже увидеть, как обычный преподаватель одесской гимназии на свои скромные доходы смог совершить с двумя юными сыновьями целый круиз по Европе, посетив Грецию, Италию, Швейцарию… Пусть они жили в гостиницах не первого десятка, но увидели те же достопримечательности, что и земляки-туристы с толстыми кошельками.

Что же касается школьников, все-таки остававшихся на лето в городе, то учебное руководство было озабочено не столько тем, чтобы занять их досуг, столько бдительной слежкой за их поведением. С этой целью давали специальную “разнарядку” по всем учебным заведениям, чтобы выделить нужное число “педелей” – дежурных надзирателей. Они должны были все лето шпионить за учащимися в местах общественных гуляний и увеселений – таких, как Бибиковский бульвар, Купеческий и Царский сады, Мариинский и Николаевский парки, Ботанический сад, Владимирская горка… А также возле каждого синематографа на Крещатике.

 

КСТАТИ

На экскурсию – строем

Столь привычные для нас организованные экскурсии школьников в другие города почти не практиковались в Киеве сто лет назад. Даже лучшая гимназия Киева – Первая мужская – не могла на этот счет ничем особенным похвастать. Ее директор летом 1909 года извещал попечителя учебного округа: “Вопрос о пользе и значении общеобразовательных ученических путешествий, получивших в западноевропейской школе весьма широкое распространение, у нас также неоднократно подвергался обсуждению, причем у нас вопрос этот может считаться разрешенным также в положительном смысле, но, к сожалению, только теоретически; в практике же нашей школы такие путешествия, несмотря на признанную пользу и желательность их, до сих пор представляют явления случайные и редкие”.

Впрочем, в сам Киев иногородние гимназисты приезжали довольно часто: “мать городов русских” считалась одним из самых притягательных центров просветительского туризма. Их приемом занималась специальная экскурсионная комиссия при учебном округе. Ее председатель, священник Михаил Стельмашенко, даже подготовил дешевый карманный путеводитель по городу с подробным маршрутом трехдневного тура. Однако окружное руководство разработало для экскурсантов-гимназистов специальные правила поведения. Прежде всего, им предписывалось “соблюдать установленную для них форму одежды” и иметь наготове ученические билеты. Учащиеся обязаны были “держать себя на улицах г. Киева и в общественных местах благопристойно, не причиняя никому беспокойства”. Им запрещалось курить, купаться на открытых местах, посещать пивные и кинематографы, появляться на улицах без специального разрешения после 22 часов…

Все школьники, как киевляне, так и приезжие, охотно катались по Днепру на пароходах. В то время Соединенными обществами пароходства по Днепру и его притокам руководил крупный киевский бизнесмен Давид Марголин. Он сочувствовал делу просвещения и не раз предоставлял свои суда под детские экскурсии бесплатно. Эта заслуга была оценена: пароходчика наградили “Анной на шее” – орденом Св. Анны 2-й степени.