Мастер взаимовыгодных решений

В коммерческих вопросах Давид Марголин не был банальным стяжателем, проявлял широту взглядов, умел найти такой выход из спорной ситуации, чтобы никто не остался в обиде.

Вот, скажем, история с образованием Соединенных обществ пароходства по Днепру и его притокам. Первое из таких обществ существовало с 1858 года, где Марголин начал свою деятельность в Киеве в качестве агента. Без малого четверть века он накапливал опыт, знания – и в 1892-м создал Второе пароходное общество. Конкуренты тратились на рекламу, несли немалые потери от снижения цен, но вскоре противники договорились о совместном руководстве во главе с инициатором объединения Давидом Марголиным. Правда, с тех пор пассажирам пришлось платить несколько дороже, но зато улучшилось качество обслуживания.

Порой многоплановость деятельности Марголина приводила к курьезам. В 1913 году в Киеве проходила Всероссийская выставка 1913 года – на территории в районе нынешнего НСК «Олимпийский». Требовался и общественный транспорт, а в ту эпоху это были только трамваи. Однако городские власти не были в этом заинтересованы – город готовился выкупить высокорентабельное трамвайное предприятие, цена выкупа, согласно договору, определялась суммарным доходом за последние пять лет – а на выставке ожидали сотни тысяч посетителей.

Публика терпела бы неудобства, однако руководитель трамвайного общества Давид Марголин состоял одновременно членом комитета по устройству выставки – и успешно договорился… сам с собой: доходы от выставочного трамвая не будут учитываться при расчете цены выкупа.

 

«Остров Марголина»

Как и большинство киевских богачей того времени, Давид Семенович тратил не одну тысячу на гуманитарные проекты. Так, он выстроил начальную школу Талмуд-Тору для детей бедных евреев на 300–400 воспитанников (ул. Константиновская, 37, здание построено в 1910–1911 годах архитектором Федором Эссеном, ныне школа №10).

«Вотчиной» Марголина в начале прошлого века был Труханов остров. Здесь размещались пароходные мастерские и рабочий поселок со своими улицами и Запорожской площадью. Поскольку моста на «большую землю» тогда не было, островитянам было непросто выбираться в город. И Давил Семенович избавил их детей от лишних переездов через реку, обустроив на острове училище. Все были признательны меценату, однако супруга генерал-губернатора Елизавета Трепова намекнула Марголину, что, сказав «а», надо сказать и «б». Ведь жители Труханова острова испытывали нужду не только в школе, но и в Божьем храме.

В ответ на столь авторитетное пожелание миллионер профинансировал строительство островной церкви. Каменный храм, построенный в 1910-м по проекту архитектора Евгения Ермакова, нарекли во имя святой Елизаветы – небесной покровительницы Треповой. Случай был неординарный: православная церковь возведена на средства «инородца»! Правда, до нашего времени ни училище, ни церковь не дожили, как и вся довоенная застройка острова, – немецкие оккупанты сожгли Труханов незадолго до освобождения Киева, а после войны здесь разбили парк…

…Жизненный путь выдающегося киевского предпринимателя окончился в эмиграции – революция, гражданская война. Там же оказался и сын миллионера – юрист и дипломат Арнольд Марголин. Кстати, он представлял Украинскую Народную республику на Версальской конференции в 1919 году. В 2003 году режиссер Александр Муратов снял о Марголине-дипломате фильм, а о Марголине-олигархе, сделавшем многое для Киева, увы, помнят немногие…