– Константин, вы понимаете, что своими котами обессмертили гаражи, которым точно не место на Пейзажной аллее?


– Жильцы близлежащих домов некоторое время назад отстояли свои гаражи, А чтобы они вписывались в здешний пейзаж, решили их чем-то украсить. Вначале появился котик с лавочкой, позже запланировали целый парковый комплекс.


– Так это жильцы финансируют вашу работу?


– Частично – они, частично – «Ландшафтная инициатива», организованная бизнесменом Владимиром Колинько.


– Он случайно не в домах около гаражей живет?


– Нет, на улице Гончара, но ему не все равно, что будет с Киевом. Мне же этот проект интересен полной свободой творчества.


– Глядя на ваших котов и прочую скульптурную живность, поняла, что весь зверинец крайне похож на парк Гуэль, который великий Гауди построил в Барселоне. Вы копировали или вдохновлялись?


– Очень люблю этот парк, хотя ни разу не был в Барселоне. Я не копирую – Гауди использовал битую плитку, а мы – мозаику. Хочется, чтобы в Киеве было что-то яркое и привлекательное. Коты – это только начало, еще в сквере будет фонтан с химерой внутри, дорожки и фонари на солнечных батареях. Еще какие-то скульптуры будут с механическими элементами, чтобы крутились-вертелись. Если будем активно работать, то до октября успеем сделать открытие. Но до сих пор в план вносят изменения.


– Ваши предыдущие работы – балерина, ежик, кот из вилок – довольно компактны. Не было попыток умыкнуть их домой или на дачу?


– Я стараюсь надежно укреплять скульптуры. Слышал, что за ежиком присматривают сотрудники офисов, расположенных поблизости. Все известные мне попытки вандализма – очень слабенькие: покушались на балерину – один агрессивный человек стукнул ее ногой, оставив отпечаток кроссовка. Я его затер, не понимая, как можно ударить девушку. У меня такая теория: если скульптура не очень хорошая, или она людям ни нравится, то рано или поздно ее сломают. Как бы высоко ее ни ставили и надежно ни закрепляли.


А если хорошая и нравящаяся вещь, то ее хоть из бумаги сделай – никто и пальцем не прикоснется. Когда я учился в академии, свои работы мы выставляли в коридор. Хорошие образцы не обрисовывали, а те, к которым есть вопросы, – случайно падали. Так происходит естественный отбор среди скульптур.


– Недавно в Киеве разрушили памятник Ленину. Он плохой, не нужный или не прошел естественный отбор?


– Ленин как скульптура – достойная работа советской школы, сделанная из качественного материала. Вождь мирового пролетариата как человек у многих вызывает вопросы, и тут не скульптуру уничтожали, а сам образ. Точно так же хороши памятники Щорсу и Хмельницкому, хотя со временем исторические персонажи были переоценены. Я против уничтожения скульптур, но если она безобразна или не на месте…


– Например?


– Не хотел бы говорить плохо об учителях или старших коллегах, но бронза – материал вечный. И сколько поколений сменится, пока с ней хоть что-то начнет происходить. Делать скульптуры с закрытыми глазами – это плевать в историю.


– Это вы говорите о патриотических композициях на Майдане?


– На Майдане получилась странная история – может скульптуры и красивы сами по себе, но каждую работу нужно уметь преподнести. Если шикарное платье повесить возле мусорника – оно не будет смотреться. Так и для скульптуры надо найти место – чтобы воздух был, чтобы она дышала и читалась сама по себе, а не была составляющей винегрета. Наши скульпторы иногда думают: если я поставлю свою работу на главной площади страны, значит – я самый крутой.


Но нельзя размещать на ограниченном участке дикое количество памятников, да еще с такой информационной нагрузкой. Это перебор. Когда раньше там стоял Ленин с коммунистами – он собирал площадь воедино. Это был четкий завершенный ансамбль. Плюсы старого варианта не учли – можно было отменить Ленина, но оставить принцип устройства. А так концепция была одна, потом добавили парочку элементов и оставили место – а вдруг еще что-то появится. На результат смотреть грустно.


– Возвращаясь к Ленину – его надо восстанавливать или на постаменте поставить вашего очередного кота?


– В советское время поснимали все скульптуры царей, но как скульптуры – они фантастичны. Другое дело, если человека назовут военным преступником. Вот в Германии вы не найдете монумента Гитлеру. Как скульптуру Ленина надо восстановить, а его идеологическую нагрузку и место в Киеве пусть оценивают другие люди.


– Все ваши работы прописаны в центре. Есть ли им место на Троещине?


– Я «за» двумя руками, чтобы там хоть что-то происходило. Мне мой друг жаловался: все дома и дворы одинаковые – то не доедет одну остановку, то переедет, хотя на Троещине живет третий месяц.


Чтобы разбавить одинаковость, иногда достаточно установить странный киоск дикого розового цвета, и все будут говорить: «Встретимся около киоска». Но вопрос такой: а можно ли там оставить деревянную балерину или летающую корову? Сколько они там продержатся? У меня не было подобных экспериментов и есть предположение, что лучше памятники для спальных районов делать из прочных материалов. Вот все говорят, что в центре живут культурные люди, а в спальных районах таких не сыскать. Но откуда там взяться культуре, если нет ни театров, ни музеев и после восьми часов вечера остается один вариант – пиво около розового киоска.


– Каких скульптур не хватает Киеву?


– Романтических, поднимающих настроение. Скульптур, у которых не выпячивалась бы историческая или идеологическая нагрузка. За что я раньше любил Львов – сейчас эта тенденция и в Киеве проявляется – умиротворенные люди, преимущественно пенсионеры, попивают кофеек на открытых террасах кафе. Никто не спешит и не проклинает коммунистов. Во Львове всегда было это курортное настроение, сейчас оно есть и в Киеве. Расслабленным людям нужна другая обстановка, и не надо накалять атмосферу в городе памятниками деятелям, которые любили кого-то расстреливать.


…У меня есть несколько идей насчет следующих работ, но из-за скверика на Пейзажной они немного подвисли. Это не животные. Например, мечтаю сделать девушку, которая идет по канату.