Прошлые поколения киевлян оставили нам пещерные ходы от Кирилловского монастыря на севере к урочищу Церковщина на юге. Уже в эпоху средневековья распространялись поэтические легенды о том, как, войдя в пещеры в Киеве, можно было выйти в Чернигове, Смоленске, Любече, Печоре и Москве. Вот это воистину жизнь без границ! По некоторым легендам древние строители заткнули за пояс санкт-петербургских метростроевцев, ведь смогли протянуть ход галерей под устьем Днепра.

Среди непосвященного в тематические тонкости большинства бытует представление о пещерах, как о вырытых вслед за Феодосием Печерским монашеских келиях. Однако трудно понять логику действий монахов, которые прорыли бы ход под Днепром, чтобы только скрыться от мирской суеты. Очевидно, киевские пещеры были полифункциональными: помолившись Богу, там можно было «спрятаться» не только от земных искушений, но и от нападений язычников, а впоследствии и татар. Служили они убежищем как для жизни земной, так и для жизни вечной (своеобразные катакомбные кладбища). В особых случаях воинственные монахи использовали пещеры как подкопы или потаенные выходы — потерны из крепостей и замков.

Большинство древних пещер были отрыты случайно. Так среди местных жителей бытовали легенды об огромных сокровищах гетмана Мазепы, спрятанных где-то вблизи Кирилловской церкви. Отмечая дыры в черноземе на крутых склонах, отчаянные искатели сокровищ расчищали забросанные ямы. Конечно, никто никакого сокровища не нашел, зато была облегчена работа ученым-археологам. Таким образом открыли одну из наиболее древних киевских пещер, выкопанную человеком эпохи позднего неолита четыре тысячи лет назад. Получается, что все нынешние попытки представить построение подземных городков в центрах европейских столиц как архитектурную тенденцию сугубо ХХ в. не являются научными. Ведь мы видим, что ничего качественно нового по сравнению с предками современные строители придумать не смогли.

Еще более смешная история связана с открытием пещеры вблизи Цепного моста (она же Иванова пещера, Никольская пещера, пещера Аскольдовой могилы). В ХIХ в. киевская полиция неоднократно наталкивалась на ее вход, прочесывая склоны Днепра во время ночных облав на бродяг, и конечно, не придавала этому особого значения. «Официально» же пещера была открыта 25 мая (7 июня по новому стилю) в 1853 году в 14.00 во время сноса крутого склона возле Берестова при построении Николаевского цепного моста. Тогдашняя городская власть поступила так, как и должно поступать с памятниками истории мирового значения: факт засвидетельствовали и… засыпали. И хотя прямых указаний на уничтожение пещеры нет, вряд ли можно говорить о ней в тогдашнем археологическом смысле. Позднее аналогичная судьба постигла и другие киевские пещеры, открытые в советский и, что наиболее досадно, в постсоветский период.

Способы случайного открытия древних пещер можно условно разделить на две группы: открытие пещер в результате сноса верхнего слоя земли во время новостроек или же естественным способом (например, оползни грунта), а также открытие — вследствие «удачных» провалов на улицах города или «проседаний» городских зданий. Именно так было открыто подземелье Кирилловской церкви в 50-х годах ХХ в., когда неравнодушную общественность Киева встревожило известие о появлении угрожающих трещин на стенах этого 800-летнего сооружения. Среди возможных причин трещин сразу же была исключена возможность просчета древних зодчих (их предусмотрительности неплохо бы поучиться современным «реставраторам»), а также естественная порча строительных материалов (прочности кирилловских стен могут позавидовать нынешние новостройки). Впоследствии стало понятным, что трещины в церкви обусловлены пещерными ходами под ее фундаментом. Очевидно, строители Кирилловской церкви ХII в. не знали о существовании на той местности подземных галерей IХ— Х вв. Ведь строить монументальные сооружения над пустотами и, наоборот, подкапывать крупные сооружения могут догадаться только выпускники с высшим архитектурным образованием. А вот кто дольше проживет: выкопанные подручными средствами пещеры или современные подземные города, построенные при помощи новейших научных технологий — рассудит только время.

Весь открытый и чудом сохранившийся сегодня подземный комплекс включает пещеры Кирилловских высот, Верхнего города, Аскольдовой могилы, Лаврские, Зверинецкие и Китаевские пещеры, а также пещеры в урочище Церковщина. К сожалению, большинство этих пещер не исследованы и заброшены.

Попутный экскурс в подземный Киев предоставляет возможность отметить интересную историческую преемственность: пещерное строительство на столичной территории прошло своеобразный путь от поздненеолитических пещер до монашеских келий IХ — ХII вв., от средневековых потерн к современным тоннелям киевского метрополитена. В конце концов, ничего нет странного в желании современных тщеславных наследников древней архитектурной традиции перенести значительную часть досуга на подземный уровень, вырыв там катки, паркинги и гостинично-офисные комплексы (под словом «комплексы», конечно, имеется в виду архитектурная целостность, а не паталого-психологическая закомплексованность). Разве мы хуже наших поздненеолитических предков?

Шутки шутками, но вот досадная ирония судьбы: пещеры, где веками находили спасение наши предки, вдруг оказались лишними, уступая современным развлекательным комплексам под землей. И сегодня уже они нуждаются в нашей защите

№105, пятница, 15 июня 2001