На пьедестал – своим ходом

Традиция увековечивания техники берет свое начало где-то с конца тридцатых годов. Хотя сначала это была преимущественно военная техника. Можно, например, вспомнить памятник-броневик, стоявший до войны в районе Европейской площади. Потом много чего ставили на постаменты: первые трактора и комбайны, списанные истребители “МиГ” и паровозы. Снова-таки ставили на постаменты бронетехнику: от танков до самоходных орудий – видимо, в стране был ее явный переизбыток. И первые автомобили тоже начали ставить в память о войне. Некоторые источники говорят, что первую полуторку установили на постамент в 1968 году в Орле, после чего пошла повальная мода устанавливать грузовики наравне с танками. До Киева она докатилась в 1985 году, когда в районе Московской площади возле дома детского творчества (бывший клуб им. Фрунзе) был установлен памятник воинам-автомобилистам и дорожникам.

Трудно сказать, принимал ли участие украшающий Московскую площадь ЗиС в Отечественной войне, однако изготовлен он был в начале 1941 года, а обнаружили его случайно в конце семидесятых во внутреннем дворе обувной фабрики. Несмотря на пожилой возраст, трехтонная машина еще бойко ездила по территории фабрики, перевозя материалы. Ее восстановили и отреставрировали, и в 1985 году на пьедестал памятника знаменитая трехтонка въехала своим ходом. Согласно народной легенде, ее хоть сейчас можно завести, и она поедет.

По традиции, каждый год 9 мая около памятника играл военный оркестр, приезжали пожилые автомобилисты и возлагали цветы. Но в 2006 году автомобиль самым удивительным образом исчез – лишь для того, чтобы после протестов общественности вернуться назад через полгода, без каких-либо объяснений со стороны властей. Кстати, в последние годы возле памятника, бывает, собираются байкеры, стартуя на какие-то свои, непонятные непосвященным, выезды.

Малолитражная гордость страны

Если и существует понятие “народный автомобиль”, то для нас долгие годы это были незатейливые модели Запорожского автозавода, ЗАЗ-965, объекты насмешек и анекдотов, но и не только. Вряд ли сейчас какая другая модель пользуется большим спросом как носитель уличной рекламы. “Запорожцы”, надежно припарковавшись на тротуарах, рекламируют все – от заведений общепита до парикмахерских. А сколько их установлено в качестве элемента дизайна на заправках, стоянках, да и просто где угодно! Видимо, здоровый патриотизм подстегивает желание увековечить какие-никакие, но все же заслуги отечественного автопрома. И это не только украинский феномен. В российских Москве и Тольятти установлены памятники “копейке”. В Югославии тоже есть монументы своей малолитражке – “Юго”. В Венгрии штампованный из пластмассы “Трабант” бережно сохраняется в парке тоталитаризма как символ крайне некачественного ширпотреба коммунистических времен. Но самый центральный столичный памятник первому отечественному “горбатому” ЗАЗ-965 можно найти возле здания автодорожного техникума на Васильковской улице. Покрашенный в патриотические желто-голубые цвета, он взирает на студентов, которым уже, наверное, никогда не придется осваивать столь “крутую” технику. Разве что в антикварных салонах, куда, несомненно, со временем перекочуют наши “горбатые”. Все-таки главный принцип настоящего антиквариата заключается в том, что коллекционная стоимость предмета всегда обратно пропорциональна потребительской ценности.
И если мы выше уже вспоминали о байкерах, то вскользь отметим и памятник мотоциклу, который понемногу уходит в историю. На мотоцикл “Днепр” как историческую реликвию можно полюбоваться возле киевского мотоциклетного завода на углу Мельникова и Дорогожицкой. Да, были же мы когда-то и городом-родиной мотоциклов, выпускаемых ныне ведущим предприятием в количестве нескольких десятков штук в год, да и те не отвечают многим сегодняшним требованиям.

Мусоровоз на почетной стоянке

Отдельно нужно вспомнить о возведенном на пьедестал мусоровозе как малоизвестном памятнике нашего города, к тому же не имеющим прецедентов в стране. Рвущийся ввысь мусоровоз находится в Киеве, недалеко от кладбища Берковцы у главного офиса предприятия “Киевспецтранс”. Он установлен в 2004 году по случаю 35-летия славного “Киевспецтранса” и 10-летия Украинской ассоциации автопредприятий санитарной очистки и представляет из себя машину образца шестидесятых, большую часть которых в городе уже заменили более новыми моделями. Традиция установки на пьедесталы тракторов и комбайнов получила довольно неожиданное продолжение – но почему бы и нет? Такие машины десятилетиями жили бок о бок с киевлянами, с восходом солнца будили жителей хрущевок своим грозным жужжанием – неужели они не заслуживают памяти?

Забронзовевший джип

Единственное, наверное, место, где для памятника использована не реальная машина, а отлитый в бронзе автомобиль – это Южная Борщаговка, недалеко от остановки трамвая №1 “улица Булгакова”. Это не просто памятник – рядом в братской могиле похоронены останки 74 советских солдат, погибших при освобождении города в 1941 году.

Как позже вспоминал архитектор памятника Николай Кислый, раньше здесь стоял традиционный бетонный солдат со знаменем. Но когда рядом проложили трассу, композиция оказалась “спиной” к дороге. Поэтому солдата заменили на бронзовый памятник. Автомобилист на бампере джипа как бы поминает погибших товарищей – с поникшей головой он смотрит на обелиск. Композицию открыли ко Дню освобождения Киева в 1985 году. Этот монумент – чуть ли не единственный, поставленный в советские годы, на котором увековечивается “не наша” военная техника, а американский “Виллис”, полученный по ленд-лизу. В 1994 году памятник был осквернен – похитили табличку с фамилиями погибших, а вместо нее положили простую гранитную плиту, безымянную. Вспомним хотя бы тех, чьи имена сохранились в памяти – это рядовые Бурков, Воразашвили, Машин и Рыкул, курсант Клевентенко, ефрейтор Путин.

Впрочем, за будущую судьбу этого монумента можно не переживать. Как уже говорилось, горожане любят свои “автомобильные” памятники.