На Киевском вокзале вас сразу же окружает толпа комиссионеров, выкрикивающих названия своих гостиниц. На слово им верить не стоит. Вас еще в поезде предупредили, что зачастую за каким-нибудь звучным «отелем» скрывается обычный притон. В свою очередь, еще до отъезда вы постарались навести справки относительно местных гостиниц. Если вы человек богатый, не сильно связанный делами и требующий «шумной» жизни, для вас подойдет старейшая гостиница в городе – «Европейская», находящаяся на Царской площади (ныне Европейская площадь – Ред.). На вокзале вы без труда найдете представителя этой гостиницы. Он покажет вам фирменный омнибус, который довезет прямо до дверей отеля. Номера в ней стоят от одного до двенадцати рублей.

Свои экипажи имеют еще ряд первоклассных киевских гостиниц. К таковым относятся «Гранд-Отель», «Французская гостиница», «Отель Савой», «Континенталь» и «Гостиница Гладынюка». Практически все они расположены на Крещатике либо на ближайших к нему улицах.

Если же вы не столь богаты в средствах, вам могут подойти и второклассные гостиницы, которых в городе множество. Это «Эрмитаж», «Лион» и «Италия» на Фундуклеевской (улица Богдана Хмельницкого – Ред.); «Франсуа» на Театральной площади; «Прага» и «Северная» на Владимирской; «Берлин», «Орион» либо «Империал» на Большой Васильковской (улица Красноармейская – Ред.); «Сан-Ремо» и «Россия» на Думской площади (Площадь Независимости – Ред.); «Версаль» на Прорезной; «Пале-Рояль» на Бессарабке и прочие.

Есть также огромное количество меблированных комнат. Они встречаются на каждой более-менее оживленной улице и, надо сказать, в некоторых можно найти удобства, сравнимые даже с гостиницами средней руки. Вполне безупречной репутацией обладают «Номера Иваницкого» на Золотоворотской, 6; а также «Афанасьевские» на Терещенковской, 11.

Обязательно помните, что на рекомендации извозчика по той или иной гостинице вообще никогда не следует полагаться. Не секрет, что они состоят в соглашении с содержателями некоторых отелей и получают от них премию за каждого доставленного пассажира.

Держа все вышесказанное в голове, вы определились с местом заселения и подходите к одноконному извозчику.Чтобы не переплатить, сначала громко назовите название гостиницы и на всякий случай улицу, а потом и цену – сорок копеек. Уверенно произнесенные адрес и сумма внушит извозчику, что вы не новичок, и он без лишних расспросов доставит вас по назначению. Что же касается сорока копеек – то это «казенная» установившаяся ставка от вокзала практически до любой из гостиниц кроме Лаврской – до нее даже по установившейся таксе полагается сорок пять копеек, но менее чем за пятьдесят никто все равно не повезет. Если же вы выбрали пароконного извозчика – называйте сумму в восемьдесят копеек или максимум рубль.

К слову, от самого вокзала в центр постоянно отходят вагоны городской электрической железной дороги.Проезд стоит каких-то пять копеек, однако не знакомому с Киевом будет трудно сориентироваться в поисках выбранной гостиницы.

Итак, вы взяли извозчика и поехали к Крещатику. Сразу вы увидите довольно неприглядную Безаковскую улицу (улица Коминтерна –Ред.). Глаз ваш здесь вряд ли остановится на болотистых огородах, низеньких деревянных домиках и длинном заборе, испещренном вывесками безусловно «центральных» магазинов. Однако далее картина поменяется. Сначала по правой стороне появится красивая решетка Ботанического сада, а чуть позже экипаж поворачивает направо – на Бибиковский бульвар (бульвар Тараса Шевченко – Ред.). Перед вами длинная уходящая вдаль аллея из прославленных киевских пирамидальных тополей.

Еще чуть позже вы въезжаете на знаменитый Крещатик у здания городского крытого рынка. Здание это имеет два с половиной этажа и огромную стеклянную купольную крышу. На первом этаже расположено более тридцати магазинов, а во дворе целый ряд специально обустроенных лавок для хранения мяса, рыбы, фруктов и зелени. Второй же этаж отведен под конторы и торговые заведения. Еще недавно это место представляло из себя клоаку с затасканными ларями, вонью и отбросами мясных лавок – что портило первое впечатление от Бибиковского бульвара и Крещатика. К слову, и сам Крещатик не всегда был обустроенным. В Киеве еще остались старожилы, которые могут рассказать вам как на месте сегодняшнего нарядного Крешатика каких-то сорок лет назад красовались поросшие кустарником рытвины.

Пока вам это невзначай рассказывает извозчик, вы подъезжаете к выбранной гостинице и готовитесь к заселению. До вечера вы предполагаете принять ванную и посетить ресторан в своем отеле. А уже завтра примитесь за изучение центральной части Киева.

Итак, вчера вы только приехали в город и поселились в одной из гостиниц на Крещатике. В силу обстоятельств и утомительной дороги, вы только сегодня утром имеете возможность выйти на свою первую прогулку по городу. Разумеется, сначала вы решили, – и, надо сказать, это решение было красноречиво закреплено словами помощника метрдотеля, – пройтись по Крещатику.

Выходя из дверей гостиницы «Европейская» вы тут же оказываетесь на шумной Царской площади (ныне Европейская площадь). Площадь эта является центральным узлом городской железной дороги. Отсюда идут вагоны на Подол, на Печерск и Липки, а также по самому Крещатику. Поэтому заметив трамвай с надписью «Крещатик – Большая Васильковская» вы без колебаний садитесь в него. Попросив билет за 8 копеек, – исключительно за два тарифных участка, – вы погружаетесь в осмотр одной из красивейшей улицы города.

Первой остановкой вагона будет Думская, или как ее еще называют – Крещатикская площадь (сегодня – Площадь Независимости). На ней возвышается 3-этажное здание городской Думы – не особенно стройное, зато с башенкой, на которой возвышается золоченная фигура патрона Киева – Святого архистратига Михаила, поражающего змея. Направо от площади в гору тянутся 5 улиц, соединяющие Крещатик со Старым городом (его вы думаете осмотреть завтра), а налево – в Липки поднимается Институтская улица, которая своим названием обязана расположенным на ней Институтом благородных девиц. Почти напротив Института возвышается «небоскреб Гинзбурга» – яркий образчик современной архитектурной мысли. В этом самом высоком в городе здании, – на 12 этажей, – расположено до 90 квартир в целом на 500 комнат. С балконов верхних этажей дома открывается чудесный вид на Старый город. Говорят, что в ясную погоду оттуда виден весь Киев «с высоты птичьего полета».

Неподалеку, – на углу Крещатика и Институтской, – расположено здание официальной киевской биржи.Практически напротив же –  кондитерская-ресторан «Семадени». Которая заслужено имеет репутацию местной неофициальной биржи.

Подъезжая на трамвае ко второй остановке, по правую руку вы замечаете расплывшееся, выкрашенное желтой краской и с перепутавшейся в воздухе паутиной из проводов центральное здание Киевского почтамта. В нем же находится и телефонная станция. Это одно из первых каменных зданий, построенное на Крещатике, и потому слывет среди горожан «Ветхозаветным пятном Крещатика».

Пока вы разглядывали почтамт, вагон подъехал ко второй остановке. Это Николаевская улица (сейчас – улица архитектора Городецкого) – одна из лучших по красоте построек улица города, образованная считанные годы тому назад, как и примыкающие к ней кварталы. Еще 15 лет назад на этом месте был громадный сад Меринга с массой пустующей земли. Эта обширная усадьба, не приносящая значительного дохода, однако скоро обратила на себя внимание местных капиталистов. И собрав домостроительное акционерное общество, они в течение нескольких лет преобразили эту территорию. Сегодня здесь можно увидеть 5-7-этажные дома, большой театр Соловцова (ныне – Театр Франко) и даже специальное здание цирка – с огромным стеклянным куполом и вместимостью в 2 тысячи человек. На улицах здесь проведено электрическое освещение. Правда, район этот кажется слегка оторванным от остального Крещатика. Несмотря на то, что после постройки указанных кварталов сюда за новыми помещениями ринулись торговцы с Крещатика, улицы и по сей день остаются мало оживленными.

Дальше за Николаевской улицей Крещатик мало интересен – и внимание привлекает разве что здание рынка на Бессарабке, которое вы уже успели увидеть вчера по дороге в гостиницу. Проехав рынок, трамвай останавливается на углу улиц Рогнединской и Мало-Васильковской. Здесь расположено импозантное здание еврейской синагоги, выстроенное предпринимателем Лазарем Бродским. Между прочим, как рассказали вам вчера в ресторане при гостинице, трогательное и красивое пение хора привлекает в синагогу даже христиан.

Следующая остановка будет на Караваевской площади (ныне – площадь Льва Толстого). Здесь имеется небольшой сквер с фонтаном. А чуть проехав далее – вы выходите на Троицкой площади. По ее левую сторону возвышается Народный дом, построенный когда-то городским обществом грамотности при правительственной субсидии. Изначально здание предназначалось для просветительских задач общества, однако с его закрытием в 1908 году – здесь открылся театр. К слову, его упоминание, как «Народный театр», весьма далеко от истины. Принимая цены на билеты в качестве истинного мерила народности – следует отметить, что театр этот довольно дорогой. Да и репертуар отдан в руки антрепренеров-предпринимателей.

Далее по дороге идет Госпитальная гора с павильонами проведенной здесь в 1897 году сельскохозяйственной выставки. Выставка оказалась довольно провальной, и большинство построек и павильонов было позже продано с молотка. За Троицкой площадью же, помимо нового костела, ничего достойного внимания уже не будет. Улица постепенно пустеет и заканчивается городской скотобойней и расположенной вблизи от нее водокачкой. Возвращаясь в гостиничный номер вам разве что можно будет еще выйти на Крещатике, развеяться в ресторане.