В XI веке это сооружение представляло собой высокий арочный проезд, увенчанный четырехгранной башней. За ним начинался “град Владимира” или, как его еще называли, — детинец, окруженный высокими валами и рвами с водой. Здесь располагалась резиденция великого князя. От ворот к главной площади вела широкая дорога, выложенная деревянными колодами, а вдоль нее тянулись огражденные частоколами усадьбы зажиточных киевлян. Чем ближе к центру, тем добротней и роскошней становились дома. Боярские дворы были украшены многочисленными “повалушами” (башнями) и отличались широкими воротами из ценных пород дерева.

Вне всякой конкуренции были хоромы великого князя и его родни. Особенно впечатлял княжеский дворец с гридницей, где не только почивал правитель земли Русской, а и проводились государственные совещания и устраивались прославленные в былинах княжеские пиры. Трехэтажное каменное здание с массивной башней посередине было разбито на шесть прилегающих друг к другу фасадов с треугольными фронтонами, соединенными между собой длинными галереями и ажурными портиками. Ансамбль завершал остроугольный купол со шпилем. О нравах, царящих в княжеских покоях, вспоминал арабский писатель X века Ибн-Фадлан: “Вместе с князем во дворце находится 400 человек из храбрых сподвижников его и верных ему людей. Эти люди сидят под его престолом. Престол же большой и украшен драгоценными камнями. Если князю захочется ездить верхом, к престолу подводят коня, и он на него садится…”

Но сам Владимир и его воины не только пировали и храбро рубились в битвах, а и усердно молились. Семиглавая, “небесам подобная” Десятинная церковь, построенная князем в 996 году в честь Пресвятой Богородицы, не имела себе равных. Ее стены были расписаны фресками и мозаикой, пол выложен глазуревыми плитками, колонны и капители изготовлены из мрамора, а купола были покрыты золотом. Возле храма размещалась квадрига “коней медяных” и античные статуи, вывезенные князем из Херсонеса. По-видимому, эти изваяния женского рода киевляне и прозвали “бабами”, что отразилось и в наименовании главной рыночной площади, расположенной рядом — Бабин торжок. Здесь царила экзотика юга. Скоморохи, ряженые, зазывалы, купцы и ремесленники, странствующие “из варяг в греки”, были неотъемлемой частью этого красочного действа.

Сегодня мы можем только лишь представить былое величие княжеского детинца. Сохранились фундаменты Десятинной церкви. Обнаружены остатки языческого капища, каменной ротонды и строения, именуемого Ольгинским дворцом. Обозначены контуры расположения княжеских дворцов. Существует много версий о дохристианском прошлом этой местности. Среди них есть и одна экстравагантная. Киевские ученые Ф.Фурдуй и Ю.Швайдак считают, что древний комплекс языческих храмов на Старокиевской горе представлял собой некое подобие Стоунхенджа и являлся астрономической обсерваторией.

“Но астрономические наблюдения не были для волхвов самоцелью, — пишут авторы. — Мы предполагаем, что они выполнялись ими для определения времени, когда “звезды благоприятствовали” астральному зачатию ребенка княжеского рода. Место, где следовало осуществлять зачатие, был “Ольгинский дворец”. Это странное круглое сооружение, возведенное древними строителями в энергетически активном участке комплекса. Волхвы, вычислив благоприятный астрономический момент для зачатия, рекомендовали княжеской чете “вступить в опочивальню”. (“Прелесть тайны”, 1992 г.).

Так появлялись княжеские дети. И надо понимать, звезды находились в правильном положении, когда на свет появились будущие устроители Киевской Руси Владимир Великий и его сын Ярослав Мудрый, созидательную деятельность которых летописцы сравнивали с золотой эрой правления библейских царей Давида и Соломона