В 1908 году в здании открылся национально-просветительский центр под названием “Украинский клуб”, бессменным лидером которого был композитор Николай Лысенко. Клуб посещали выдающиеся деятели украинской культуры: Коцюбинский, Франко, Нечуй-Левицкий, Леся Украинка, Алена Пчилка, Панас Мирный, Садовский, Заньковецкая. В 1912 году власти закрыли патриотический центр, но вскоре он возродился под символическим названием “Родина”. Царских чиновников это устраивало, потому что при прочтении слова они делали ударение на первом слоге, в то время, как у создателей литературно-художественного объединения доминировал второй слог, т.е. украинское “родина” (семья).



Следует отметить, что члены клуба не только популяризировали украинский образ жизни — культуру, язык, народные традиции — а и приобщались к европейским ценностям. В 1913 году в газете “Рада” можно было встретить такие объявления: “Завтра в клубе “Родина” будет прочитан реферат Д. Антоновича “Скульптура Менье”. Реферат будет проиллюстрирован волшебным фонарем (т.е. посредством кинематографа. — Авт.)”; “Артистическая комиссия Киевского украинского клуба имеет намерение знакомить публику на субботних вечерах с мировыми классическими произведениями драматического искусства в украинском переводе. Намечено чтение пьес “Мария Стюарт” и “Гамлет”. В марте 1917 года в стенах здания на Владимирской начала работать Украинская Центральная Рада.


А немного раньше, в феврале этого же года, революционная толпа под крики “гип-гип-ура” крушила на Думской площади памятник “преобразователю России” Петру Столыпину, смертельно раненому в Киеве террористом Богровым в сентябре 1911 года. “Был убит и снова встал Столыпин, памятником встал, вложивши пальцы в китель”, — писал Владимир Маяковский. Правда, поэт оказался не совсем точным. “Вложивши пальцы в китель”, стоял на гранитном пьедестале бронзовый Николай I в Университетском парке на улице Владимирской. Однако эта же улица имеет самое непосредственное отношение к гибели премьер-министра Столыпина.


Покушение произошло 1 сентября в Оперном театре (ул. Владимирская, 50) во время вечернего спектакля “Сказка о царе Салтане”, на котором присутствовали царь Николай II с семьей и члены правительства. Очевидец этих событий, киевский писатель Григорий Григорьев, рассказывал: “Столыпин и военный министр Сухомлинов стояли в антракте в первом ряду возле прохода. Богров подошел почти вплотную и выстрелил в премьер-министра. Пуля попала в грудь, согнув георгиевский крест. Вторым выстрелом Столыпин был ранен в правую руку, и пуля рикошетом зацепила ногу первого концертмейстера Берглера, который стоял в оркестре… Мои глаза были обращены к царской ложе. Николай, побледнев на глазах у всех, стал медленно отступать к выходу. Я увидел, что Столыпин с окровавленной грудью полулежал в кресле, на его сюртуке был согнутый георгиевский крест…”


Выстрел на Владимирской отозвался эхом на улице Мало-Владимирской (ныне — Гончара). Там, в мрачном доме (N33), украшенном античными скульптурами и рычащими львами, Столыпин скончался