“МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ!”
Для начала немного истории. Глобальные преобразования планировались неспроста. 26 июня 1934 года ЦК КП(б)У и Совнарком УССР переехали из индустриального Харькова в новую столицу Украины — древний Киев, увенчанный куполами десятков соборов, церквей и монастырских храмов. Облик города над Днепром не вписывался в понятие образцовой социалистической столицы, посему была поставлена первоочередная архитектурная задача — местность должна отвечать духу времени. Недовольство властных мужей Киевом было замечено еще во время торжественной встречи прибывшего из Харькова украинского правительства. Владимирский собор тогда хорошо просматривался с площади перед железнодорожным вокзалом. Кто-то обронил фразу, дескать, приехали в монастырский город.
Поскольку новой столице не хватало объемных зданий для партийных и правительственных организаций, руководство республики решило образовать в Верхнем городе величественный административный центр с главной площадью Киева. Для очистки территории планировалось снести Софийский собор, памятник Богдану Хмельницкому, здания бывшего реального училища и Присутственных мест с пожарной каланчей. Слава Богу, этого не случилось. Когда София должна была идти под снос, заповедник удалось спасти благодаря вмешательству французской интеллигенции. Франция объявила памятник своим культурным наследием, поскольку его основал Ярослав Мудрый — отец королевы Анны.
Однако были уничтожены: Васильевская церковь, Михайловский Златоверхий собор XI века с колокольней XVII века и почти все монастырские строения рядом. Вообще, в середине 30-х в Киеве было сломано свыше 20 церквей XI—XVIII столетий. А культовых сооружений XIX—XX веков молодая власть снесла и переоборудовала в десять раз больше.
ПЛОЩАДЬ ДЛЯ ПАРАДОВ
Если борьба большевиков с “опиумом для народа” вопросов не вызывает, то непонятен размах задуманного. Оказывается, он — не только в амбициях Советской власти. Громадный плац, отдаленно напоминающий на проектах Красную площадь (только более казенный — в Москве не тронули храм Василия Блаженного), предназначался для парадов. Колонны войск и техники должны были следовать по ул. Владимирской через
зачищенную от Святой Софии и Присутственных мест территорию в сторону фасада центрального здания с громадным памятником Ленину посредине. На некоторых проектных разработках изображены даже самолеты, которые летят почему-то навстречу движущимся по Правительственной площади республики колоннам демонстрантов — то есть, от Днепра.
Итак, на выставке представлены работы (их более двадцати) двух основных конкурсов, над которыми трудились архитекторы Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов бывшего Союза. Правительство заказало проекты тем зодчим, творчество которых было всемирно известным, общепризнанным и сориентированным на поиски монументального стиля в архитектуре.
Проекты отражают общественно-политические и художественно-стилистические проблемы 30-х годов прошлого века всей страны, поскольку вопрос “социалистических черт” в архитектуре городов был общегосударственным. Конкурсные разработки показывают не только мастерство советских зодчих, но и раскрывают одну из драматических страниц нашей истории — эпоху сталинизма. Профессионализм архитекторов (а он — вне сомнения, отбрасывая ошибки и идеологическую сторону), к сожалению, до сих пор находится вне внимания исследователей.
КУДА МЫ ХОДИЛИ БЫ ГУЛЯТЬ
Одни архитекторы предлагали для ЦК КП(б)У и СНК УССР построить отдельные здания, другие — создать единый комплекс. К примеру, братья Веснины желали видеть симметричное сооружение с аркой посредине. По обе стороны, на двухэтажных выступающих пристройках, — скульптуры. “Монолит” хотел создать Чечулин. Массивный монстр, боковые фасады которого не помещаются на развороте площади, должна была венчать огромная скульптура Ленина.
А мастерская архитектора Штейберга предлагала разместить здания отдельно, по разные стороны площади. Подобное видение разделяли Алешин, Фомин, Рыков и Алабян (у последнего сооружения выполнены полукольцом, что напоминает мне разорванный пополам Колизей). Все зодчие “тулили” между строениями ЦК партии и Совнаркома памятник Ленину, как правило, на высоком постаменте. В нижней части монумента — рабочие, крестьяне, матросы.
Интересен вид со стороны Днепра. Фуникулера и в помине нет. На некоторых разработках просматриваются “лысые” склоны. У одних авторов Ленин тычет десницей в сторону Труханова острова, то есть к Правительственной площади он стоит спиной, у вторых вождь, наоборот, приветствует народ на плацу. От памятника к Набережной ведет широченная лестница, на некоторых проектах смахивающая на Потемкинскую. Помпезные лестницы предлагались и в самих зданиях.
ИДЕИ МОГЛИ ВОПЛОТИТЬСЯ ЛИШЬ С БОЛЬШИМИ ДЕНЬГАМИ
Специалисты отмечают основные композиционные противоречия конкурса. Во-первых, требовавшаяся по условиям двухфасадность (виды с города и со стороны Днепра) легко решалась в стилистике новаторской архитектуры, но она практически невозможна в классицизме, требующего создания парадного главного фасада. А в то время советская архитектура принужденно ориентировалась на мировое классическое наследие.
Во-вторых, широкая площадь требует могучей вертикальной доминанты или больших симметрических сооружений на ее узкой стороне. При громадных размерах майдана (600×120 м) объемы запроектированных правительственных зданий сравнительно малы. Потому почти все участники конкурса превышали кубатуру. Кроме того, строительного огромного комплекса в историческом центре города требовало очень дорогих реконструкций.
— Нарушены архитектурные пропорции человека и здания, от чего сооружения кажутся помпезными и монументальными, — поясняет Неля Михайловна. Из разговора двоих посетителей услышал следующее: “Погуляв один раз по такой площади, с тревогой надолго не расстанешься”. Да нынешний Майдан Незалежности просто райский уголок в сравнении с Правительственной площадью!
ЗАТЕЕ ПОМЕШАЛА ВОЙНА
К реализации был принят проект ленинградского архитектора Лангбарда, который в конкурсе… не участвовал. В соответствии с его разработкой, на месте верхнего павильона фуникулера должен был стоять 100-метровый памятник Ленину (ну как же без Ильича?), а по обе стороны — два симметричных здания ЦК КП(б)У и СНК УССР. На площади должны были разместиться строения наркоматов. То есть, подход у Лангбарда принципиально не отличался от разработок его коллег.
В результате было построено только одно сооружения правительственного комплекса для ЦК партии республики (ныне там МИД). Здание с тупым силуэтом никак не связано с окружающей застройкой и выглядит чужеродным на Михайловской площади. Нелепо оно смотрится и со стороны Днепра. После войны строительство не продолжилось, а партийно-правительственным центром украинской столицы стал Печерск. ЦК КП(б)У расположилось в здании бывшего штаба КВО (Администрация Президента), а совнарком — в помещении предназначавшемся для НКВД УССР (Кабмин).
— Слава Богу, что представленные проекты не были реализованы, — считает Неля Куковальская. — Я как архитектор не вижу логики в снесении уникального культурного наследия, чтобы на его месте строить что-то новое. София Киевская осталась, но мы потеряли, к сожалению, Михайловский Златоверхий собор.
А в украинской эмиграции по этому поводу появилось выражение: "Слава Богу, что Германия начала войну, а то б от исторического Киева ничего не осталось"
Р.S. Помню, когда мне впервые рассказали обо всём этом безобразии лет 13 тому, шокирована была долго.
100-метровый памятник Ленину
это в высоту что ли? Нифига се. Или опечатка?
Если нельзя договориться о создании е-копий, то хоть сфоткал бы кто...
выставка 2 года назад была. Вряд ли еще сейчас проходит там..
вообще-то в Киеве была Красная площадь - сейчас она снова Контрактовая
Помним помним....