Наглядное бьет отвлеченное. И то сказать: зачем что-то долго объяснять и рассказывать, если можно это моментально показать? Любимого кота и женщину. Новую загородную резиденцию и платье. Отщелканные во время туристического путешествия виды острова Бали или Парижа.


Парижу, кстати, как, в общем, и должно, обязана фотография своими нынешними триумфами. Там борьбу слова и образа зафиксировали и концептуально обосновали еще в 1980 году, проведя грандиозный «Месяц фотографии» и зачав тем самым мировую моду на подобные фестивали. Последователей и подражателей обнаружилась уйма — Мадрид, Стокгольм, Москва, Хьюстон, Монреаль, Братислава, Мехико, Оденсе, Вена.


Киев, как и положено, опознал эту фотореволюцию и отреагировал на нее со значительным опозданием, зато чрезвычайно бурно. В 2003 году маститый куратор Евгений Солонин, используя парижскую матрицу, сагитировал практически все зарубежные культурные центры в Украине — от Гете-института до швейцарской программы «Про Гельвеция», и провел под девизом «Фотография. Прошлое и будущее» масштабный, в полусотню выставок, «Месяц фотографии в Киеве», заявив его как первое фотобиеннале. Энергии и упрямству куратора, будем честны, мы обязаны тем, что прекрасная инициатива раз в два года в течение месяца экспонировать в Киеве работы лучших зарубежных и отечественных фотомастеров не заглохла. В 2005-м, выбрав в качестве темы биеннале «Войну и мир», Евгений Солонин сумел не только привезти в Украину уникальную выставку первого в истории репортажа с театра военных действий (запечатленные британскими фотокорреспондентами эпизоды Крымской войны 1854—1856 гг.), но и показать работы классиков фотоискусства Робера Дуано, Евгения Халдея и Антанаса Суткуса.


Лейтмотивы нынешнего, третьего, биеннале — «Фотография. Персоны» и «Фотография по-женски». Скроена его программа по успешно апробированному в предыдущие годы принципу контрастов и дополнений — на каждого классика и мэтра обязательно приходится два-три молодых фотографа, зарубежные звезды уравновешены талантливыми местными мастерами, гендерные нормативы тоже безупречно соблюдены. Есть и новшества — проект Игоря Гайдая «Вместе», состоящий из коллективных снимков рабочих заводов, бойцов пожарных частей, университетских профессоров и представителей прочих полезных и уважаемых профессий, будет экспонироваться на пленэре, в Мариинском парке. Но и на другие выставочные площадки заглянуть, безусловно, стоит. Среди сорока с лишним экспозиций — фото на любой вкус. От видов Ялты и Массандры начала прошлого столетия, которые снимали для изготовления открыток в своем ателье местные мастера, и парижских достопримечательностей, попавших на пленку поэта Леонида Вышеславского в 1956 году, до современных классиков фотопортрета поляка Кшиштофа Гералтовского и литовца Альгимантаса Александрявичуса, запечатлевшего, кстати, на своих снимках в загадочном дымном флере популярных украинских персонажей — от Богдана Ступки и Олега Скрипки до Юрия Андруховича.


Примечательно, что и на открытии «Месяца фотографии в Киеве» были представлены «Портреты артистов» легендарной Дениз Коломб. Эта удивительная француженка до самой кончины в возрасте 101 года, по собственному признанию, «с любопытством рассматривала пейзажи и лица». А поскольку принадлежала к парижской богеме, то и лица ей попадались особенные — Антонена Арто, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Марка Шагала, Макса Эрнста, Альберто Джакометти. То есть полвека знаменитый фотограф неустанно снимала писателей, художников и артистов, сформировавших лицо XX столетия. Не только их, разумеется. Зоркий глаз, а именно таким обладала Дениз Коломб, различает дыхание времени даже в отражении домов в лужах или скрытых вуалями женских лицах (эти темы увлекли фотохудожницу в последние годы жизни). При этом Дениз Коломб принципиально делала только черно-белые кадры. Всегда, впрочем, ставя цель обязательно вызвать ими эмоциональный отклик зрителя. Полсотни портретов выдающихся художников, представленные на выставке в Киеве, дают публике возможность не только удовлетворить культурологическое любопытство (ведь и о многих гениях XX столетия вроде изобретателя кинетических скульптур Александра Колдера у нас почти не ведают), но и испытать сильные чувства, которые всегда вызывает знакомство с незаурядными личностями.