И, наконец, 30 августа 1911 года (в годовщину 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости) на площади в торжественной обстановке открывается памятник императору Александру II, автором которого был итальянский скульптор Этторе Ксименес. Монумент представлял собой многофигурную композицию, исполненную в бронзе и граните, в центре которой возвышался постамент со статуей императора. В нижней части размещалась скульптура женщины в кокошнике с туго заплетенными косами (олицетворяющая образ России) в окружении крестьян. Надпись “Царю-Освободителю — благодарный Юго-Западный край” объясняла композиционный замысел центрального триптиха. Сам же царь-освободитель, облаченный в военную форму с эполетами, стоял на пьедестале в полный рост. Гранитные крылья ансамбля с бронзовым фризом (“Некоторые моменты из жизни и деятельности монарха”) соединяли центральный постамент с двумя другими, размерами поменьше, на фоне которых располагались скульптурные группы, символизирующие Милосердие и Правосудие.

Грозный шквал Октября 1917 года смел с пьедесталов царя и к “нему примкнувших”, а заодно — и само название площади — Царская. Теперь она уже называлась Третьего Интернационала. А на том постаменте, где некогда возвышалась фигура самодержца, стоял уже новый хозяин, гигантских размеров красноармеец. Страж революции был одет в армейскую шинель и крепко сжимал в руке десятиметровую винтовку.

Но и этот персонаж монументального искусства вскоре канул в Лету. Революционный дым развеялся, страна зажила мирной жизнью. Требовались другие герои и другие образы наглядной пропаганды. Уже проектировались грандиозные правительственные центры с величественными статуями вождей партии и революции. Приближалась “волна” новостроек и к бывшему Купеческому саду, срочно переименованному в Пролетарский. Все остатки “буржуйского” зодчества были разобраны. На их месте появились каскады фонтанов, уходящие конусом к верхней площадке Пролетарского сада. Следовало чем-то завершить архитектурную композицию, и, естественно, выбор пал на скульптурное изображение символа эпохи.

Так, в центре Киева, на зеленом холме над Крещатиком появился монумент Сталину. Фотографии, связанные с этим событием, датируются 1939 годом. “Отец и учитель всех народов”, одетый в китель и брюки военного покроя, задумчиво смотрит вдаль, словно вынашивает новые планы построения бесклассового общества, а у его ног, в тон общей идиллии, мирно струятся фонтаны. После войны памятник на свое место так и не вернулся, зато сама площадь уже официально стала называться площадью Сталина (1944). Интересно, что местность на противоположном конце городской магистрали Крещатик—Красноармейская получила название Сталинки (ныне — Демиевка). Оба района были связаны троллейбусным маршрутом N1.

Со временем троллейбусную линию сняли, названия поменяли, и только единицы из старых киевлян сегодня время от времени пользуются этой давно забытой топонимикой.