– Нельзя сказать, что церковь в критическом состоянии, – рассказал «Газете по-киевски» реставратор Анатолий Остапчук. – Но внимание к ней требуется. Есть трещины в стенах, сорван пол, поэтому повышена влажность. Живопись там в нормальном состоянии, законсервирована, но на некоторых участках надо делать «раскрытие». К крыше особых претензий нет.


Не видит ничего особенного в случившемся и директор заповедника Сергей Кролевец.


– Это нормальная жизнь любого объекта, когда перекашиваются двери, осыпается позолота, – говорит он. – Вон Успенский собор лет 10 как отстроили, а с него валится штукатурка и трещины появились. А тут церковь, которой сотни лет. Конечно, поддержать ее надо, но за 15 лет на 140 объектов Лавры из всех бюджетов было выделено 20 млн грн, в этом году – 290 тыс. Их направляем на первоочередные работы. По Спасу на Берестове сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, в следующем году могли бы приступить к работам, если будет финансирование. А крест мы уже поправили.


Случившееся дало церковникам пищу для высказывания своих претензий. Они обвиняют заповедник «Киево-Печерская лавра» в бездействии, но с дальним прицелом. Напомним, УПЦ МП настаивает на передаче церкви от заповедника. Такое решение Киевсовет принял в 2008 году, Генпрокуратура требовала его отменить, но в апреле 2009 года Киевсовет протест отклонил, мотивируя тем, что монастырь имеет финансовую возможность организовать комплексную реставрацию.


Не было учтено мнение музейщиков, что церковные службы пагубно скажутся на ценнейших фресках XII века. А между тем закоптившаяся от свечей Андреевская церковь, переданная Автокефальной церкви, тому подтверждение.


Справочная «Газеты…»


Спас на Берестове строили предположительно в начале XII века (время правления Владимира Мономаха) как главный собор Спасо-Преображенского монастыря, который к тому времени стал резиденцией киевских князей рода Мономаховичей. В нем были устроены усыпальницы дочери, сына и внука Владимира Мономаха, основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.


Строение представляло собой шестистолпный крестово-купольный храм с тремя приделами. В правом была устроена усыпальница с нишей для саркофага, в левом находилась винтовая лестница, ведущая на хоры. Интерьеры были украшены фресками, две из которых существуют и поныне – «Чудесный лов рыбы» и «Ангел со сферой».