Чтобы составить общественное мнение, в интернет-сообществе «Интересный Киев» провели опрос по самым некрасивым домам столицы. Обсуждение протекало довольно хаотично, но тенденция все же проглядывалась: в большинстве своем жителям Киева не нравятся советские постройки времен «развитого социализма» либо же современные «шедевры».

 

Дома «в плиточке» времен «развитого социализма»

– Взять любую историческую улицу (Саксаганского, Шота Руставели, Большая Васильковская, Хмельницкого, Владимирская и т.д.) и все торчащие на них дома в минималистско-конструктивистском стиле в плиточке выглядят страшновато, – высказал общее мнение один из пользователей Живого Журнала Егор Васильев.

Девятиэтажку на Владимирской, 51/53, тоже вспомнили – этот «дом-спичечный коробок», как его называют на курсах экскурсоводов, назвало 5 человек из 34, как «не вписывающийся в окружающую архитектуру». Вызвал нарекания Центральный ЗАГС на пр. Победы, 11, Мебельный на бул. Дружбы Народов, МИД охарактеризовали, как «монументальное, громоздкое и неинтересное здание» и вся улица Горького ниже Саксаганского и до «Лыбедской» – «весь этот микс из старых домов в жутком состоянии и «новостроек» 70–80-х болотного цвета или в грязной плитке».

 

Отели «всех времен и народов»

В список попало много гостиниц: «Салют», «Украина», «Лыбидь», «Экспресс» на пересечении бул. Шевченко и Коминтерна (она, по словам киевлян, «серая и какая-то затертая». И отель «Хайят» – получил четыре комментария со словами «ему там не место!»).

 

Бабушкинские «детища» и другие приветы из XXI века

Досталось и архитектурным наработкам Бабушкина – как минимум половина из «кандидатов» – оттуда.

– Торговый центр «Глобус», реконструкция Майдана Незалежности в Киеве, здание главного офиса «Проминвестбанка» Украины, жилой дом по улице Грушевского, 9а, центр «Подол-Плаза», «Парус». Что ни проект, то либо само здание, мягко говоря, не блещет красотой, либо полностью отсутствует привязка к местности, либо разрушается историческая среда, – замечает пользователь luckywalrus.

Вызывают неудовольствие «Арена-сити» и «Мандарин-плаза» на Бессарабской площади – «особенно две башни с металлическими пирамидами», и два «многоэтажных урода» возле Октябрьской больницы. Один уже построен – «Парус», а второй еще достраивают. Сам по себе «Парус» – «может, и хорош, но где-то в другом месте, и в другом городе – смотрелся бы лучше» – считают киевляне.

 

Жилое здание, ул. Грушевского, 9а

Проект: архитектор С. Бабушкин и др., ООО «Архитектурный союз».

Это громоздкое сооружение, угрожающе нависшее над днепровским склоном, в последнее время стало символом. С одной стороны, символом всемогущества «бабла», которое позволяет воткнуть суперэлитное жилье практически в любом месте Киева, невзирая ни на какие градостроительные ограничения, нахлобучить над городом сколько угодно лишних этажей.

С другой стороны – символом пустопорожнего болтливого популизма тех, кто на словах грозился избавить киевлян от уродливой башни, а на деле оказался бессильным «употребить власть». Ни президент, ни «отцы города», ни архитектурное руководство, ни чиновники от охраны памятников не остановили самой скандальной киевской стройки нового тысячелетия. В результате непоправимо искажены днепровские панорамы, нарушен строительный масштаб Печерска и Липок.

 

Жилой и общественный комплекс, ул. Б. Хмельницкого 58–60

Проект: архитекторы А. Комаровский, А. Московчук.

Массивные строения, оформленные под «ретро», полукольцом обступили старый велотрек. Беда этого комплекса не только в том, что для старинной местности он оказался неумеренно плотным и неестественно высоким. Беда еще и в порче «голубой линии», т.е. силуэта прилегающих исторических улиц, в котором теперь сместились все масштабы и пропорции.

 

Жилой комплекс «Липська вежа», ул. Институтская, 18.

Проект: архитектор С. Бабушкин и др., ООО «Архитектурный союз».

Воткнувши высотку на 20 с лишним этажей посреди обширного озелененного двора на Липках, авторы козыряли тем, что с прилегающих улиц ее почти что не видно. Так-то оно так, но на чуть более солидных расстояниях она уже вызывающе торчит перед глазами – и от Майдана, и от Владимирской горки, и даже из Пассажа.

 

Жилой комплекс «Триумф», ул. Зверинецкая, 59

Проект: архитектор В. Васягин, ООО «Архитектурный союз».

Сам по себе вид комплекса на столичной окраине, быть может, представляется по киевским меркам своеобразным и эффектным. Но при его проектировании допущен грубейший ландшафтный просчет. Две высотные башни, венчающие «Триумф», неуместно вклинились в панораму, которая открывается с Днепра и моста Патона на возвышенность Центрального Ботанического сада с Ионинским монастырем. Да и в самом Ботсаду теперь чуть ли не отовсюду натыкаешься взглядом на эту новостройку.

 

Бизнес-центр «Леонардо», ул. Б. Хмельницкого, 17, угол Владимирской.

Проект: архитекторы В. Рубштейн, С. Бабушкин, ООО «Архитектурный союз».

Новый объект в одном из самых ответственных мест Киева, «подкрался незаметно». Сначала застройщики вывели по фронту улиц Богдана Хмельницкого и Владимирской достаточно спокойные и умеренные сооружения, – а уж потом из глубины комплекса стал быстро расти высокий объем, больше всего напоминающий чернобыльский саркофаг.

К слову, когда его каркас только-только начал подниматься над соседними домами, еще не поздно было остановить строительство и пересмотреть проект (к чему призывала тогда «Газета по-киевски»). Но, опять-таки, большие деньги победили здравый смысл. Теперь изуродованы панорамы старого Киева, на чужеродный фон накладываются Оперный театр, Владимирский собор и другие выдающиеся памятники.

Знающий человек

 

Топ-5 киевских «монстров»

Михаил ДЕГЯТРЕВ, член Союза художников Украины, сотрудник заповедника «Древній Київ»:

1. Министерство иностранных дел – даже фашисты, когда пришли в Киев, назвали его «Бастилией». Это архитектура рабовладельческой римской империи, она дисгармонирует с ландшафтом города.

2. Торговый центр на Львовской площади архитектора Ежова, возле Художественного института – «первая ласточка», с которой начал уродоваться образ исторического города. Нарушен закон о том, что здания в старом центре не должны превышать 8 этажей.

3. Офисное китчевое здание на ул. Большой Васильковской, 77-79 архитектора Смирнова – в высоту костела и расположено справа от него, почти вплотную. Из-за него пошла просадка грунта, трещины.

4. Набережно-Крещатицкая, 1-а – чтобы установить его, снесли памятник техники, дизельно-моторную станцию 1912 года постройки (арх Щербицкий, автор жд-вокзала) – и взгромоздили впритык к старинному элеватору.

5. Комплекс «Гончары-Кожемяки» – ничего общего с архитектурой Древнего Киева не имеет, переизбыток псевдоисторических деталей и этажности. Раньше там были сады, теперь растительности нет совсем, еще и вырыты бомбоубежища для высокопоставленных особ. Теперь это геопатогенная зона.

 

Тем временем

Кто в Геростраты крайний?

С 2006-го в столице проводится конкурс на звание «Герострат года», инициированный Всеукраинским обществом охраны памятников истории и культуры. Это звание присуждается за уничтожение и уродование объектов культурного наследия, грубое вмешательство в историко-культурную среду исторических ансамблей, парков, заповедников.

Напомним, что Геростратом звали молодого жителя Эфеса, который сжег храм Артемиды для того, чтобы его имя помнили потомки. В 2006-м «почетное звание» получил архитектор Сергей Бабушкин за дом на Грушевского, 9а. В прошлом году конкурс не проводился, а в этом года, по словам Николая Пархоменко, заместителя председателя Общества, большая часть материалов уже собрана.

Уже названо до десяти кандидатур: дом на Большой Житомирской, 2а (пятизвездочная гостиница Intercontinental Кiyv), гостиница на Почтовой площади возле фуникулера, проект здания на ул. И. Мазепы, 11а и другие – и не исключено, что список пополнится. Время проведения конкурса пока неизвестно – хотят успеть в этом году, но экономические и политические условия не в его пользу.

– У нас еще есть идея создать некий реестр «врагов города» – тех, которые уродуют его на все оставшиеся столетия, – говорит Николай Трофимович. – В ХХ cтолетии Киев столько всего пережил: революцию, советскую власть, независимость, но лишь в течение последних десяти лет он изменился до неузнаваемости. Хуже всего, что меняют и рельеф, к примеру, срывают холмы, как справа от моста Патона, на ул. Струтинского. Боюсь, что такая же судьба ждет и знаменитые киевские склоны.