“Город мертвых” – титул горы, представляющей собой сплошное кладбище, где захоронения зафиксированы с летописных времен. Как сообщает “Повесть временных лет”, в 912 г. там погребен киевский князь Олег. Помнит Щекавица и монголо-татарское нашествие 1240 г., в результате которого более двухсот лет в городе не было киевских святителей.

Пещеры на горе

Затем опустевшую гору облюбовали земледельцы: на ее плоской части выращивали хлеб, на склонах – виноград. В 1770 г. там хоронили умерших от чумы (около 6 тысяч человек). Общие “чумные” ямы сверху засыпали известью. Через два года на горе возвели городское Щекавицкое кладбище, а еще через десять лет – Всехсвятскую кладбищенскую церковь. На погосте похоронены знатные киевляне: Балабух, Лакерд, Барских, Митюк, Войтенко, Романовский. Нашли там покой живописец Буряковский, архитектор Меленский, композитор Ведель.

Еще в прошлом веке на Щекавице мирно сосуществовали кладбища различных вероисповеданий: православное, старообрядческое, католическое, иудейское и магометанское. А нынешние улицы Олеговская и Мирная носили говорящие сами за себя названия – Погребальная и Черный Яр.

“Город мертвых” славился захоронениями в три этажа, долгое время там был главный киевский некрополь. По православному обычаю, самоубийц не отпевают в церквях, а хоронят за оградой кладбищ и без крестов. Для этого на склонах Щекавицы сооружались насыпные террасы (галереи), которые можно видеть и сегодня.

Страшные находки

В 1873 г. на нынешней ул. Фрунзе был построен пивоварный завод, работающий и ныне. Во время земляных работ был обнаружен склеп с четырьмястами человеческими скелетами как результат опустошения местности Менгли-Гиреем во время монголо-татарского нашествия.

В 50 г.г. прошлого века кожевенный завод задумал строить на Щекавице два трехэтажных жилых дома. Но при устройстве фундамента было найдено захоронение из более тысячи почерневших черепов. Строительство прекратили.

Щекавица – страшная, пугающая гора. Но почему тогда ее аура всегда манила как простых, так и талантливых людей? Между заброшенными надгробиями по узким, занесенным жухлой листвой кладбищенским тропам любили прогуливаться Паустовский, Булгаков, Врубель. Там Господь давал им силы, слова и умения – пройти свой жизненный  путь.

Матушка Анна

Более полувека прожила в доме на одной из насыпных галерей Щекавицы матушка Анна. Когда-то она работала переводчицей, модно одевалась, любила развлечения. Но однажды изменила свой образ жизни, став монахиней. На переулке говорили, что она, живя на галерее, общалась с душами похороненных там самоубийц, мечущимися между Небом и Землей. Матушка отмаливала их у Бога, чтобы он дал им успокоение.

Власти предложили ей комфортабельную квартиру, но она осталась в своем ветхом домике без отопления и воды, долго простаивая в коленопреклоненных молитвах и помогая страждущим. И сейчас на место, где жила матушка Анна, приходят люди. Помолившись, они получают там облегчение. В детстве мне посчастливилось общаться с матушкой.

Чудеса считаются проявлением божественной силы, – говорила она нам, послевоенным детям.  Если человек не верит в чудо, он не верит и в самого Господа Бога. Следовательно, он сторонник дьявола. Рассказы о чуде привлекают высшие силы, а потому отгоняют нечисть.

Матушка Анна рассказывала нам о деяниях Христа, победе Георгия Победоносца над змием, чудотворных иконах и чудесах, которые творили святые отшельники. Она дарила детям нательные крестики, которые те одевали под пионерские галстуки.

Сегодня историческая местность неузнаваема. Вместо старых досоветских домов со ставнями и почерневшими заборами выросли шикарные особняки с охраной и видеокамерами. Они красивые, но безвозвратно изменили романтический облик Щекавицы.

На горе можно видеть людей, занимающихся медитацией. В холод они разводят вблизи ручейка костер, долго наблюдая за водой и представляя, как течение уносит неврозы, обиды, горечи. Эта природная зона обладает свойством восстанавливать энергетику и здоровье — вплоть до исцеления от самых тяжких заболеваний.

При этом человек непременно обязан обратиться к горе со словами: “Помоги! Помоги! Помоги!” И она помогает медитирующему прожить жизнь за невинно убиенных предков.