“Не исключено и то, что надпись греческая”

Наш собеседник – участник раскопок Десятинной церкви Виталий Козюба – кладет на стол коробку с сенсационной находкой: изготовленной в Киеве более тысячи лет назад плинфой. Буквы “c” и “Н” крупные, вырезаны глубокими бороздами.

– Значит, это сделали перед обжигом, когда плинфа была еще мягкой, – объясняет Виталий Козюба, возглавляющий Владимирский отряд Архитектурно-археологической экспедиции Института археологии Национальной академии наук Украины. – При раскопках Десятинной церкви мы нашли две плинфы с одинаковыми буквами. Если они славянские, нам неимоверно повезло: это наиболее ранние из обнаруженных в Киеве надписи на языке русичей.

– Вы в этом сомневаетесь?

– Полной уверенности нет. Не исключено, что надписи греческие. Ведь для строительства Десятинной церкви князь Владимир пригласил зодчих из Византии.

– Что мешает точно установить, на каком языке сделана надпись?

– Буква греческого алфавита “пси” пишется практически так же, как славянская “c”. Как бы там ни было, находка очень ценная – самая древняя надпись, найденная в Киеве.

– Если надпись славянская, что она может означать?

– Возможно, часть какого-то слова, например, имени мастера. Либо число 708, ведь в те времена числа записывали буквами. Возможно, 708 – номер данной партии плинфы. Нужно сказать, что когда была сделана эта надпись, киевский князь уже чеканил свои монеты. На них было выбито: “Володимир на столе, а се его сребро”. Были и владимирские златники. Там текст такой же, только вместо “сребро” – “злато”. На плинфе надпись сделали вручную, причем человек явно имел навыки письма. Если один мастер-строитель был грамотным, то, скорее всего, многие его коллеги тоже умели читать и писать.

– А находили ли славянские надписи X века в других городах Киевской Руси?

– Да, на нескольких вещах. Одну обнаружили в могильнике древнерусского поселения Гнездово. Это в Смоленской области России. Там была найдена амфора с надписью начала X века “гороуща”. Это может быть имя владельца или название населенного пункта. Согласно другой гипотезе, “гороуща” означает продукт, некогда хранившийся в сосуде, – горчицу либо какое-то горючее вещество.

На территории легендарной Тьмутаракани (это на российском берегу Керченского пролива) нашли славянские надписи X века на ручке амфоры и кувшине. А в Новгороде обнаружили оригинальные деревянные замки X века, которые служили пломбами на мешках. На этих замках – различные надписи и знаки князей Владимира и Ярополка. Представляете, собирали для князя подать, например соболиные шкуры. Раскладывали по мешкам. Чтобы обеспечить сохранность имущества, на мешки надевали цилиндрические полые внутри замки и заливали воском.

Вместе с Виталием Козюбой осматриваем раскопанные экспедицией фундаменты Десятинной церкви. Виталий показывает следы тысяч деревянных колышков. Они находились в основании фундамента.

– В X веке Десятинная церковь была одной из самых больших в христианском мире, – рассказывает ученый. – Ее длина составляла 44 метра, ширина – 30. Она была больше, чем, например, Владимирский собор, один из красивейших храмов Киева, построенный во второй половине XIX века. Стремление князя Владимира, крестившего Русь, возвести такой храм, понятно: Десятинная церковь представляла новую для киевлян религию. В результате раскопок мы выяснили, что приглашенным византийским мастерам было непросто справиться со столь масштабным проектом. Нашли много свидетельств того, что они меняли план работ в ходе строительства: закладывали фундамент, начинали возводить стены, а потом разбирали, все делали по-другому. Объясняется это тем, что в конце X века в самой Византии больших храмов уже не строили. Тамошние зодчие утратили навыки их возведения.

На Старокиевской горе, вероятно, стояла статуя бога Перуна с головой из серебра и усами из золота

Раскопки также показали, что уже в XI, а затем и в XII веках Десятинную церковь капитально ремонтировали. Возможно, даже перестраивали. Что послужило причиной, неизвестно. То ли землетрясения, которые в Киеве случались чаще и были сильнее, чем ныне, то ли храм обветшал.

– Правда, что до принятия христианства рядом с местом, где была воздвигнута Десятинная церковь, находилось языческое капище с драгоценной статуей бога Перуна? – спрашиваю у ученого.

– Голова якобы была сделана из серебра, а усы – из золота. Упоминания об этом есть в летописи. Но к такого рода сообщениям следует относиться осторожно: летописцы порой фиксировали легенды и предания.

Виталий подвел нас к отверстию глубокого колодца, уходящего под основание церкви.

– Таких тайников было несколько, – объясняет археолог. – Их нашла в 1939 году экспедиция Михаила Каргера. В тайниках лежали останки людей, в том числе женский скелет с золотыми украшениями. Возле другого скелета обнаружили литейные формы, которые использовали ювелиры. А еще там были лопата и веревка. Это послужило основанием для доминировавшей долгие годы версии о том, что, спасаясь от орд Батыя, киевляне пытались вырыть подземный ход к склону горы. Но копать пришлось бы не один месяц, может, целый год. Думаю, тайники вырыли гораздо раньше. В них могли прятать церковную утварь, иконы, когда в период феодальной раздробленности на Киев нападали свои же русичи.

Осматривая фундамент церкви, замечаю кирпич с названием мануфактуры: его явно изготовили в XIX либо в начале XX века.

– Удивляться тут нечему, – говорит Виталий Козюба. – Ведь в XVII веке Петр Могила отреставрировал часть Десятинной церкви, а в XIX здесь построили большой храм. Предполагалось, что в его стены будут органично вписаны остатки Десятинной. Но закончилось тем, что их просто снесли. А церковь, возведенную в XIX веке, снесли при Сталине, в 1936 году.

Теперь покажу вам оборонительный ров, защищавший Киев в VIII-X веках. Мы раскопали ту его часть, которая находится в нескольких метрах от Десятинной церкви. К слову, ров и возвышавшийся возле него вал помогли киевлянам отстоять город во время первого набега печенегов в 969 году. Легенда гласит, что князь Святослав тогда направился в поход на Дунай, и кочевники воспользовались этим для нападения на Киев. Когда силы осажденных были на исходе, положение спас юноша, знавший язык печенегов. Он выбрался за оборонительные укрепления и стал с уздечкой ходить между противниками, расспрашивая, не видел ли кто его коня. Так добрался до Днепра. Только когда он поплыл, враги поняли, что их обманули, и стреляли из луков, но парень остался невредим. На другом берегу он встретил небольшой отряд русичей, которые даже не знали, что Киев осажден. Воевода пошел на военную хитрость. Направил гонцов к печенегам с сообщением, что они из передового отряда князя и если осада не будет немедленно снята, кочевникам придется иметь дело с основными силами. Печенеги поверили, даже обменялись с гонцами оружием в знак примирения.