Храм на Куреневке, по улице Фрунзе, 160, является духовным наследником одноименной церкви, существовавшей здесь с XVIII века – сначала деревянной, а с ХХ века – каменной. В 1930-х годах церковь была закрыта, лишена куполов и колокольни, с 1940-х – использовалась в разных целях заводом киноаппаратуры, а в середине 1980-х – окончательно разрушена. На ее месте построили административный корпус завода, поэтому для нового – современного – храма был отведен участок в сквере на площади Фрунзе.

В 2003 году здесь возвели временную церковь, а вскоре на ее месте началось строительство каменного храма. Здешний приход известен большой миссионерской работой, хорошей воскресной школой.

В дореволюционные времена уходит и предыстория храма у Дарницкого железнодорожного вокзала, по улице Привокзальной, 3, в помещении бывшей станционной библиотеки. Еще на стыке XIX-ХХ веков в Дарнице построили церковь во имя святителя Феодосия Черниговского, причисленного к лику святых в 1896 году – в то время Дарница являлась предместьем Киева и принадлежала к Черниговской губернии. В 1930-х храм снесли, а в 1940-х приход возродил свою деятельность в приспособленном жилом помещении на Привокзальной площади. Однако в начале 1960-х была разрушена и эта церковь – вместе с существовавшим в ней приделом святых апостолов Петра и Павла. В память о двух уничтоженных престолах в 1990-е годы в районе Дарницкого вокзала были созданы два прихода – Свято-Феодосиевский и Свято-Петропавловский.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на Нивках – улица Тешебаева, 54-А – построен в 2007 году, первоначально его община собиралась на богослужения в переоборудованном помещении бывшего ЖЭКа.

А в 2008-м началось строительство храма в Академии управления Внутрених дел Украины, на улице Коллекторной, 4.

Какова, в свою очередь, старинная «география» Петропавловских храмов Киева?

Здесь, конечно, и число «адресов», и связанная с каждым из них история – больше. Прежде всего, вспомним, что в храме Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в середине XVII века трудами святителя Петра Могилы на руинах древней Десятинной церкви, существовал Петропавловский придел. Когда эту церковь в первой половине XIX века сменил новый, более грандиозный храм, то и в нем также был устроен придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Там же существовали приделы святого равноапостольного князя Владимира и святителя Николая Мирликийского – в память о бывшем на руинах Десятинной церкви Свято-Никольском храме, который разобрали в связи с началом «могилянского» строительства.

Теперь обратим взор к Лавре. Предшественница нынешней Трапезной церкви преподобных Антония и Феодосия называлась Петропавловской!

Юго-западнее главного лаврского храма – Великой церкви Печерской, или Успенского собора, – расположен скверик, в южной части которого обозначены находящиеся в земле фундаменты каменной древнерусской постройки. Ее отождествляют с каменной трапезной, об окончании постройки которой летописи сообщают под 1108-м годом. В 1584 году львовский купец Мартин Грюневег видел на этом месте уже лишь высокие руины, зато по-соседству – к югу от собора – взору посетителя Лавры предстала деревянная трапезная. Гравюры изданий лаврской типографии начала XVII века изображают церковь с шатровым куполом и примыкающую к ней палату с фронтонами. Описание Лавры 1638 года, известное как «Тератургима», называет эту постройку – «Трапеза немалая, церковь теплая при ней во имя святых апостолов Петра и Павла».

На вопрос, была ли она деревянной или каменной, современные историки отвечают по-разному. Сторонники первой версии полагают, что к 1651 году деревянный храм заменили каменным. В 1684-1694 годах здесь построили новую каменную церковь, о внешнем виде которой можно судить не только по старым рисункам, но и по вовремя сделанным фото. Некоторые историки утверждают, что постройку этой церкви оплатил зажиточный мирянин Михаил Максимович, доводившийся братом постриженнику Лавры святителю Иоанну Тобольскому.

После пожара 1718 года храм отстроили в 1720-м. Купол церкви походил на боковые главы Успенского собора. В 1890 году известный лаврский подвижник, преподобный Паисий Юродивый (Яроцкий), демонстративно измерил площадь трапезной шагами и произнес: «Тесно, душечко, стало. Раздвинуть хочу!» Так было предсказано сооружение на месте этой трапезной нынешнего храма преподобных Антония и Феодосия, который воздвигли в 1895 году. А церковь-предшественница была разобрана в 1893-м из-за наличия в ней опасных трещин…

Был в старом Киеве и целый Петропавловский мужской монастырь. Он стоял через улицу Притиско-Никольскую от женского Флоровского монастыря.

У этой обители необычная, как для Киева, предыстория. В середине XVII века на этом месте стоял каменный католический Свято-Николаевский костел с монастырем ордена доминиканцев. Попытка насильственного окатоличивания Украины со стороны Речи Посполитой обернулась тем, что во времена Хмельниччины доминиканский «кляштор» опустел. А в 1691 году здесь открылся православный монастырь. Петропавловским он был назван потому, что разрешение на его открытие утверждалось царем Петром I.

Обитель отличалась бедностью. Лишь в середине XVIII века было завершено архитектурное преображение бывшей католической усадьбы в духе православного зодчества: вытянутый по типу базилики костел обрел купол и фронтон в стиле украинского барокко – вместо 2-скатной кровли и готического фронтона по соседству появилась надвратная 2-ярусная барочная колокольня, сооруженная Иваном Григоровичем-Барским.

В 1787-1828 годах в обители временно размещался штат «Греческого» Свято-Екатерининского монастыря, основная усадьба которого располагалась рядом, на Контрактовой площади – о ней напоминает стройная колоколенка с часами, восстановленная в 1990-х годах.

В 1832 году на территорию Петропавловского монастыря перевели Киевскую духовную семинарию, созданную в связи с преобразованием Киево-Могилянской Академии в Киевскую духовную академию. В 1930-х годах храм и колокольня обители были уничтожены. Теперь в монастырской усадьбе – военная часть.

Облик Петропавловской обители запечатлен на рисунках Михаила Сажина «Толкучий рынок на Подоле» и Георгия Лукомского «Петропавловская церковь», а также на фотографиях.

Вместе с соседними монастырями – Флоровским, Греческим, Киево-Братским – и приходскими храмами – Притиско-Никольским, Пресвятой Богородицы «Пирогощей», Добро-Никольским, Покровским, Набережно-Никольским, Ильинским – Петропавловская обитель входила в ожерелье святынь, окружавших главную площадь киевского Подола.

Южнее выезда из Киева в сторону Житомира лежит село Петропавловская Борщаговка, относящееся к Киево-Святошинскому району Киевской области. Название села напоминает о том, что когда-то оно принадлежало Петропавловскому монастырю. Кстати, соседние Борщаговки – Софиевская, Братская, Никольская и Михайловская, – также принадлежали киевским монастырям. Три последние Борщаговки вошли в состав Киева…

Выходит, что из старых киевских храмов во имя святых апостолов Петра и Павла ни один не уцелел…

Почти. Поднимаясь вверх по улице Богдана Хмельницкого со стороны Крещатика, или выходя на нее из станции метро «Театральная», многие обращают внимание на двухэтажный дом № 11, над парадным входом в который виден приземистый купол, а на торцевой стене – полукруглая апсида. С 1986 года это здание известно как Музей литературы Украины, с 1997-го имеющий статус Национального. До революции в этом здании находилась знаменитая Коллегия имени Павла Галагана. Ее открыл в 1870 году выдающийся меценат Григорий Павлович Галаган в память о единственном сыне Павле – светлом и образованном юноше, погибшем в 17 лет от эпидемического тифа.

Воспитание Павла шло вразрез с нормами внешней, полуфальшивой благопристойности высшего светского общества: успешно овладевая иностранными языками, мальчик одновременно, к 8-ми годам, «дружил» с топором и рубанком; готовясь к поступлению в гимназию и осознавая, что прекрасное подготовительное образование он получил благодаря состоянию родителей, Павел решил, что в гимназические годы будет бесплатным репетитором для кого-нибудь из бедных. Но в 1869 году Господь призвал юношу в мир иной. Через 2 недели после похорон, мужественно приняв постигшее его испытание, Григорий Павлович написал: «Дело мое должно состоять в продолжении на земле, пока суждено будет мне жить, того добра, которое, без сомнения, делал бы сын мой… Мой сын остановился на пути своего образования с полным к нему рвением и с искренней любовью к ближнему; пусть же другие, нуждающиеся в средствах, продолжают то, чего не суждено было докончить ему. Я прилагаю… проект основания общеобразовательного заведения для молодых людей, у которых недостает средств для окончания курса наук».

Принимая в свои стены способных, но бедных юношей, желающих поступить в университет, Коллегия Галагана помогала им подготовиться и опекала в годы студенчества. Приобретенное для Коллегии здание было перестроено и расширено, 30 сентября 1871 года внутри пристройки была освящена домовая училищная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

Во время Первой мировой войны в здании разместился лазарет для раненых, а революция, гражданская война и установление советской власти обернулись прекращением деятельности Коллегии. Тем не менее, уже одна возможность взгляда на храмовую апсиду Петропавловской церкви – великий дар для нас: ведь история Коллегии напоминает нам истинно христианские примеры любви к ближнему, данные Павлом и Григорием Галаганами!..