Тем не менее, спустя шесть лет та же проблема была поставлена вновь – и на сей раз более успешно. Начала складываться будущая экспозиция. На первых порах коллекции будущего музея приютила у себя городская дума. Но музею требовалось специальное здание. Естественно, инициаторы (люди практичные, умеющие считать деньги) сразу же задались вопросом о финансовых источниках его строительства. Осмелились обратиться к молодому, только вступившему на престол императору Николаю Александровичу. И тот широким жестом выделил на благородное культурное начинание круглую сумму: сто тысяч рублей.

После такого шага государя местным богачам неудобно было отставать. Крупные киевские предприниматели и меценаты – Терещенко, Бродские, Симиренко и другие – выразили желание материально поддержать будущий музей. С 1897 года в городе начало действовать Общество древностей и искусств, собиравшее средства и экспонаты “как в интересах науки, так и в видах развития эстетического вкуса и художественного образования”. “Первую скрипку” в объединении киевских меценатов играл известный коллекционер Богдан Ханенко – зять сахарного магната Николы Терещенко.

 

“Прыжок выше головы”… через 60 лет

Совместными усилиями киевляне собрали на музей по меньшей мере еще столько же денег, сколько дал царь. Имея двести тысяч рублей, по тем временам уже можно было приступать к строительству. С земельным участком проблем не было: его бесплатно предоставил город в самом центре, на улице Александровской (теперь Грушевского), с видом на Царскую (нынешнюю Европейскую) площадь. Рассмотрев несколько вариантов, инициаторы остановились на предложении московского зодчего Петра Бойцова, придавшего будущему музею черты античного храма. В дальнейшем замысел Бойцова развил знаменитый киевлянин Владислав Городецкий.

Надо признать, что проект Бойцова и Городецкого оказался даже слишком эффектным как для суммы, имевшейся у Общества. Во всяком случае, двухсот тысяч на его реализацию не хватало. Среди заказчиков начались споры: упрощать облик музея или пытаться “прыгнуть выше головы”. После долгих дебатов решили все же реализовать внушительный замысел, а для того, чтобы уложиться в смету, строительство разделили на две очереди. Сперва оформили только два фасада – со стороны Царской площади и Александровской улицы. Главный фасад украсили мощным античным портиком, перед ним скульптор Элио Саля установил двух романтических львов из бетона. А замкнуть здание до полного объема решили как-нибудь потом, с накоплением новых средств. Это “как-нибудь потом” настало… лишь в 1960-х годах. Но зато в конце концов Киев получил полноценное музейное здание, ставшее истинным украшением нашей столицы.

Еще в августе 1899 года, по случаю проведения в Киеве всероссийского археологического съезда, в пяти залах недостроенного музея развернулась выставка древностей. А торжественное освящение нового очага культуры состоялось только в 1904-м. Ему присвоили наименование “Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича”.

 

С миру по нитке – городу музей

Для пополнения тогдашнего киевского музея не предусматривалась государственная закупка. Основное его содержание составили добровольные пожертвования. Семейство Терещенко, Богдан Ханенко, Семен Могилевцев и другие замечательные меценаты не желали уступать друг другу в приобретении для музея разнообразных раритетов. Они же оплатили передачу сюда уникальных материалов, собранных крупнейшим киевским археологом Викентием Хвойкой. Его назначили “консерватором” (хранителем) музея. Велика была роль в комплектовании также другого специалиста – заведующего музеем, этнографа и искусствоведа Николая Беляшевского. Музейщики с благодарностью принимали не только дорогостоящие подарки, но и скромные поступления от обычных киевлян, сочувствующих делу. Благодаря всему этому в залах киевского музея экспонировались превосходные коллекции. Очень интересен был, в частности, отдел, посвященный киевской старине. Он состоял из планов, чертежей и видов старого Киева, местных гравюр, городских реликвий, портретов киевских воевод и т.п.

Несмотря на революции и войны, большинство музейных ценностей сохранилось до наших дней. Более того, они приумножились настолько, что не может быть и речи о размещении их в одном здании. Старинный корпус со львами теперь целиком отведен под национальные художественные шедевры.

Но сравнение дня нынешнего и дня минувшего не во всем дает преимущество современности. Меценаты не спешат пополнять экспонатами государственные музеи. Здание на Грушевского, 6 требует основательного ремонта. А строительство новых музейных помещений идет с большим скрипом. Город и держава теперь уже не дают, а скорее отбирают то, что имелось, – как это случилось не так давно со зданием Музея истории Киева на улице Пилипа Орлика… А будущее экспозиционное помещение на Институтской, которое власти попеременно сулят то Художественному музею, то Музею истории Киева, явно оправдало поговорку “Обещанного три года ждут”…


 

Всяческие паноптикумы, собрания восковых фигур и прочие “ширпотребные” музеи для Киева – вовсе не порождение нынешнего дня. Лет сто назад их тоже хватало: владельцы-коммерсанты привозили экспонаты, размещали в нанятых помещениях (обычно на Крещатике), зарабатывали деньгу и потом увозили. Но встречались в нашем городе и стационарные музейные собрания.

 

Церковно-археологический музей

С 1877 года размещался в старом корпусе Киево-Могилянской академии. Здесь выставлялись церковные древности, найденные в районе Киева или привезенные из других краев. По воскресеньям с 12 до 14 часов любой мог, заплатив 20коп., осмотреть музейное собрание; учащихся пускали бесплатно. Впоследствии музейное собрание было отчасти рассеяно, отчасти утрачено.

 

Панорама “Голгофа”

Действовала с 1902 года как коммерческое заведение. Изображала сцену распятия Спасителя на фоне древнего Иерусалима. Находилась в специальном павильоне на Владимирской горке, который был разрушен в 1934году.

 

Военно-исторический музей

Был открыт в 1910 году в помещениях, отведенных в тылу здания Городского музея. Весной 1918-го ему предоставили флигель Мариинского дворца. Но уже летом того же года военное министерство Украинской державы, занявшее дворец, выбросило экспонаты – старинные кольчуги и латы, оружие, знамена – прямо на улицу…

 

Педагогический музей

Открылся в 1912 году в красивом здании на Владимирской. Коллекции по всем областям знаний были предназначены, в первую очередь, для учащихся. В советское время здесь много лет был музей Ленина. Теперь – Дом учителя. Имеется и музей педагогики, но довольно скромный, по сравнению с изначальным собранием.