А рядом стояло немало закрытых храмов, которые использовались под склады и музеи. Церковь Николы Притиска, похожая на большущий купеческий самовар, выделялась из их числа своим необычным названием и своеобразной историей. Построенная на средства купца Петра по прозвищу Железный Грош в 1631 или же в 1737 году, на месте прежнего деревянного храма, она получила свое название то ли в честь близких днепровских пристаней, то ли в ознаменование чудесного подвига иконы святого Николая, который, согласно легенде, “притиснул” забравшегося в церковь вора.


Впрочем, подольские бабки часто называли Николу Притиска по-другому – “Украинской церковью”, ведь после революции она долгое время принадлежала Украинской автокефальной православной церкви и даже являлась ее кафедральным храмом. Сегодня об этом напоминает мемориальная доска в честь последнего митрополита УАПЦ Ивана Павловского, резиденция которого находилась здесь до 1935 года.


Вокруг церкви, расположенной на углу Хоривой и одноименной Никольско-Притисской улицы (одно время она носила имя подольского большевика Георгия Ливера), располагается миниатюрная площадь – “майданчик”, как именовали ее на Подоле. Она появилась еще в 1758 году, когда киевский магистрат, опасаясь пожаров, распорядился снести ветхие халупы, обступавшие каменный храм. Впрочем, это не спасло церковь Николы Притиска от грандиозного пожара 1811 года, который стал первой постигшей ее катастрофой. “…От этого храма остались только одни голые, и то поврежденные, стены без крыши, заваленные всякою домашнею рухлядью, снесенною для спасения… От пламени обгоревшая, эта церковь долгое время испускала из себя густой дым; наконец все, находившееся внутри ея, превратилось в пепел”, – драматически рассказывали об этом событии современники. Почти десять лет после пожара церковь Николы Притиска находилась в запустении, пока ее прихожанин, известный архитектор Андрей Меленский, по своим собственным словам, не привел это сооружение в “приличный вид”. Причем несколько позже, во время росписи храма, здесь разбился один из помощников художника-иконописца Суховеева, что продолжило список чрезвычайных происшествий в длинной биографии Николы Притиска.


Спустя столетье, во время Великой Отечественной войны, “Украинская церковь” во второй раз потеряла свой купол, рухнувший вниз после бомбежек, а в ее толстых высоких стенах образовались опасные трещины. После войны Госстрой провел здесь реставрационные работы и перестроил церковь, придав ей первоначальный вид. Однако трещины продолжали расти, и в начале восьмидесятых реставраторы вновь взялись за старый и уже недействующий храм, где в то время помещался книжный склад Укркнигторга, чтобы переоборудовать его интерьеры под новый поэтический театр. Этим намерениям помешало новое, третье по счету обрушение церкви, которое произошло четверть века назад – в 1983 году.


Ранним утром жителей старой части Подола разбудил сильный шум. Выйдя на балкон нашей квартиры на улице Хоривой, мы увидели большую дыру, зиявшую в высоком куполе Николы Притиска. Юго-восточная часть храма будто сползла вниз, а над районом Житнего рынка стояло облако пыли от обрушившейся штукатурки. Местное население сперва приняло его за дым от пожара, тем более, что на месте аварии стояли не только милицейские, но и пожарные машины. На близлежащем базаре поговаривали, что в церковь ударил “небесный гром”, а более современные граждане грешили на ошибки реставраторов и даже на метро, которое недавно пролегло неподалеку от церкви. Но официальной причиной обрушения было названо разрушительное действие грунтовых вод. Сбегавшие со склонов Замковой горы ручьи подмыли сооружение, ослабленное полученными в годы войны трещинами, и в результате имя Николы Притиска вновь обозначилось в списке киевских катастроф.