Построенное в виде буквы “П” здание отличалось внушительным порталом в форме ризалита с плоскими пилястрами коринфского ордера и аттиком, увенчанным двуглавым орлом. Усадьба учебного заведения была настолько огромной, что в ней нашлось и место для покоев женской гимназии святой княгини Ольги (ул. Терещенковская, 4). Стены особняка постоянно достраивались и расширялись, пока правительство не выделило деньги на строительство нового учебного комплекса.

11 июля 1914 года, в день чествования памяти равноапостольной княгини, произошла торжественная закладка здания гимназии в стиле ампир, автором которого стал архитектор Павел Алешин. Для зодчего место возведения объекта было новым и на практике уже проверенным. Три года до этого (28 августа 1911 года) здесь же, в усадьбе 1-ой мужской гимназии (Владимирская, 57), увидел свет первых архитектурный шедевр Алешина — здание Педагогического музея цесаревича Алексея. Этот 3-этажный белокаменный дворец в стиле неоклассицизма с овальным фасадом и полукруглым куполом из стекла не мог оставить равнодушным никого. В нем перекликались отзвуки форм Тадж-Махала и рельефов Парфенона. Инкерманский камень и финский гранит подчеркивали легкость линий строения. Фриз на тему просвещения, опоясывающий фасад здания сверху (ск. Дитрих и Козлов), завершал общую композицию.

Интересно, что ко дню открытия музея киевский ювелир Маршак изготовил уменьшенную серебренную модель здания, а спонсор строительства купец Могильцев “верноподаннейше” вручил ее прибывшему на торжества императору Николаю II с наследником Алексеем и всей семьей.

Что касается возведения учебных корпусов Ольгинской гимназии, то здесь Алешину пришлось пережить несколько этапов творческого вдохновения. Первая мировая война “притормозила” столь успешно начатое строительство. К 1927 году сооружение комплекса было закончено, и в него въехала Всеукраинская академия наук. Но после Второй мировой войны зодчий снова возвращается к работе над генпланом застройки квартала между улицами Владимирской, Хмельницкого, Терещенковской и бул. Шевченко. Известен его проект 1948 года, где он объединяет существующие здесь здания Академии наук, институтов зоологии, геологии, ботаники, истории, музея Ленина и Университета в единое урбанистическое пространство. Главный принцип этой идеи функционирует и сегодня