«Киев — колыбель святой веры наших предков и вместе с сим первый свидетель их гражданской самобытности, изображено в Высочайшем указе Императора Николая I Павловича об учреждении

Здесь приводятся лишь самыя общия сведения, так как о Киеве и его достопримечательностях имеется целая литература. Из справочных книг о Киеве можно указать В. Д. Бублика Путеводитель по Киеву и его окрестностях и Путеводитель по Киеву, издание организационнаго Комитета IV съезда врачей в память Н. И. Пирогова.

университета Св. Владимира, от 8 ноября 1833 г. «Киев — Иерусалим земли русской», начертано в рескрипте Императора Александра II Николаевича 26 августа 1856 г. на имя митрополита Киевскаго и Галицкаго Филарета. Таково значение Киева по определению двух русских императоров.

В настоящее время Киев помимо своего историческаго значения, обращает на себя внимание, как торговый, промышленный и просветительный центр всего Юго-Западнаго края и Малороссии.

Киев лежит на правом возвышенном берегу Днепра и весь изрезан горами, что при массе садов делает его одним из красивейших городов России. Благодаря мягкости климата, киевские сады отличаются разнообразием древесных пород и богатством растительности; здесь растут под открытым небом белая и розовая акация, каштаны, шелковица, самыя разнообразныя фруктовыя деревья, а при некотором уходе дозревает даже виноград. Общий вид Киева настолько живописен, что вообще мало есть городов, которые могли бы с ним соперничать в этом отношении. «Здесь человек», говорит А. Милюков: «овладел прекрасною местностью, но не задавил природы сплошною массою каменных построек: здания часто перемежаются оврагами и холмами, зеленью садов, купами белых акаций и пирамидальных тополей. Природа и че-

 

Местоположение Киева.

ловек представляются здесь не в борьбе, а в каком то гармоническом сочетании. Трудно решить, что лучше — вид ли Киева с Заднепровья или картины, которыми любуешься с разных пунктов города. Перейдите мост перекинутый через реку шестью исполинскими арками и взгляните назад: перед вами, за широким разливом Днепра, высятся горы, то прикрытыя яркою зеленью, то сверкающия серебристою белизною песков, а на них разбросан город, в котором здания и церкви тонут между волнами деревьев. А что сказать о картинах, какия открываются с вершины лестницы, подымающейся от моста на киевскую гору, или с верхней галлереи церкви Андрея Первозваннаго! Величественнее последняго вида, кажется, нет в целой России. У ног ваших гористые спуски, по которым лепятся дома и сады, одни ниже других и сливаются с Подолом, где словно на плане отчетливо видны ряды улиц и кишащия народом рынки, как муравейник, дальше разливается синий Днепр, с желтеющими на нем островами, точно узорчато вышитый ковер, а за ними стелется необозримая даль с чуть видными точками хуторов и мерцающими, как звездочки, крестами каких то отдаленных церквей. Все это видишь буквально с высоты птичьяго полета. Один только Константинополь может соперничать с этою обаятельною картиною. Воронеж несколько напоминает Киев и своим гористым местоположением, и разсаженными по улицам тополями и вереницами богомольцев, которыя тянутся по направлению к Митрофаньевскому монастырю Но это не больше как литография, в сравнении с художественною картиною».

Киевский вокзал, как по величине, так и по внешнему виду, далеко уступает Одесскому и

Киевский вокзал.

Казатинскому вокзалам; он тесен, недостаточно удобен и вообще не отвечает многим потребностям пассажирскаго движения, которыя возникли в последнее время и которыя не только нельзя было предвидеть, но даже предугадать тридцать лег тому назад, Он построен в 1870 году для Киево-Балтской дороги, а ныне служит пассажирскою станциею для Юго-Западных и Московско-Киево-Воронежской железных дорог.

Железнодорожныя мастерския в Киеве.

Здание вокзала кирпичное, в 2 ? этажа, во вкусе рококо. Постройка новаго вокзала в Киеве — вопрос ближайшаго будущаго, но дело это находится в связи с вопросом о сооружении Киево-Петербургской железной дороги.

Что касается товарной станции, то в последние годы она получила значительное развитие в смысле расширения путей и пакгаузов и ныне может считаться одною из наиболее удобных товарных станций России. Киевския Главныя Мастерския Юго-Западных железных дорог, расположенныя на ст. Киев и существующия с 1868 года, принадлежат к числу самых больших и наиболее благоустроенных железнодорожных мастерских в России; общая площадь всех крытых помещений киевских мастерских (не считая разных навесов) равняется 5.450 кв. саж. Постоянно работает около 1200 человек рабочих и мастеровых; при усилении же деятельности мастерских число мастеровых доходит до 1500 человек. Число всех станков (не считая паровых машин, молотов и проч.). равняется 290, а сила всех паровых машин равна 423 лош. сил. при 7 паровых котлах. В кузнице работает 7 паровых молотов и один железопрокатный стан, производящий до 45.000 пудов сортоваго железа. Мастерския выпускают ежегодно из ремонта до возов (из них 45-50 капитальнаго ремонта),

Склады материальной службы.

 

до 350 пассажирских вагонов (капитальнаго ремонта до 25 вагонов) и до 1.200 товарных вагонов и платформ. Кроме того, в мастерских производится постройка новых пассажирских и товарных вагонов. Общая производительность колеблется от 1.300.000 до 1.500.000 рублей в год. При мастерских имеется похоронная касса, дешевая столовая, вечерние классы для рабочих и больница. Из мастеровых и рабочих образован духовой оркестр в составе до 50 человек; музыканты набираются обыкновенно из мальчиков и обучаются игре капельмейстером по вечерам после окончания работ. Содержание капельмейстера, инструментов и обмундирование производится за счет дорог. Деньги, получаемыя за игру оркестра в общественных местах, распределяются между участниками игры, за удержанием 20 % на ремонт инструментов. Склады Материальной службы образуют целый городок; разнообразие имеющихся в складах предметов, потребляемых железными дорогами, строгий образцовый порядок, установленный при приеме, хранение и отпуск, обращают на себя особое внимание и придают складам особый интерес.

Наконец, на станции Киев, имеется железнодорожная больница на 32 кровати, приют для сирот железнодорожных служащих (см. выше стр. 77) и техническое железнодорожное училище.

Исторический очерк г. Киева.

Вокзал находится в непосредственном соседстве с гором. Путь от вокзала ведет первоначально по дамбе, пересекающей русло р. Лыбеди, а далее по Безаковской улице, носящей имя одного из бывших киевских генерал-губернаторов. Безаковская улица упирается в Бибиковский бульвар, который проходит мимо Ботаническаго сада к Бессарабской площади и началу Крещатика. Бульвар с его высокими пирамидальными тополями, устроенный генерал-губернатором Д. Г. Бибиковым, является одним из украшений г. Киева.

Первыя известия о Киеве восходят к временам седой древности; ученые сопоставляют Киев с Геррой, где было кладбище скифских царей и о которой упоминает Геродот; известный английский ученый Вигфюссон считает, что на месте нынешняго Киева находилась столица обширнаго царства короля готов Урманарика (336-376).

Наш летописец приписывает основание Киева трем братьям, повествуя: «и быша три брага, единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. И седяше Кий на горе, где ныне увоз Боричев, а Щек седяше на горе кде ныне зовется Щековица Хорив на третьей горе отнюду-же прозвася Хоревица; сотвориша городок во имя брата старейшаго и наркоша и Киев. И бяше около города лес и бор велик и бяху ловяху зверье».

Таковы сказания и первоначальныя известия о Киеве. Но археологическия изыскания с большею убедительностью чем легенды и сказания

 

Кладбище и церковь на Аскольдовой могиле.

доказывают, что место, занимаемое ныне Киевом, было обитаемо человеком с незапамятных времен и что даже в каменный век здесь уже находились поселения. Более достоверныя известия о Киеве относятся ко второй половине девятаго века, когда им завладели Аскольд и Дир. В 882 году городом овладел великий князь Олег и с этого времени начинаются историческия времена Киева; при последующих великих князьях значение Киева возрастает и он делается центром обширнаго государства. В великокняжеский период Киев был очень не велик; на сколько можно судить по отрывочным летописным сведениям он занимал только часть старокиевской горы приблизительно между Десятинной, Трехсвятительской улицами и Софийскою площадью; здесь находился храм Перуна и княжеский двор. Все это пространство было окружено валом и тыном и впоследствии при расширении Киева получило название «Детинца». Окрестности города, были в то время сплошь покрыты густыми лесами, перерезанными глубокими оврагами; такой лесистый овраг тянулся неподалеку от города к югу, на месте нынешняго Крещатика.

По принятии великим князем Владимиром в 988 году христианства Киев стал украшаться церквами и другими постройками, возводимыми византийскими зодчими. Великий князь Ярослав Мудрый много сделал для расширения и украшения города; при нем построен Софийский собор и вблизи него храмы св. Ирины и св. Георгия с монастырями. После смерти сына его Изяслава, Киев стал постепенно приходить в упадок, переходя из рук в руки во время княжеских междоусобиц и подвергаясь постоянным опустошениям. В 1240 г. Киев был в взят полчищами Батыя и разграблен. В XIII и XIV в.

Киев перестал играть роль старшаго княжества и среди русских городов занял второстепенное место. Только во второй половине ХIV века, по переходе под власть литовских князей из рода Гедиминовичей, значение Киева стало возрастать. Когда-же началась борьба населения с польско-

Крещатик.

латинской пропагандой, Киев стал во главе руской партии и удержал за собою это значение до окончательнаго решения в Южной России спорнаго вопроса в пользу русской народности в половине XVII века. 17 января 1654 года киевляне присягали Московскому царю и с этого момента начинается новая эпоха в истории Киева. В 1718 году Киев был сделан Петром I-м

губернским городом; значение его как проводника великорусских начал стало усиливаться и одновременно стало возростать влияние его, как центр православия на весь нынешний юго-западный край, где в то время усиленно велась латинско-польская пропаганда, направленная к окатоличению и ополячению православнаго малорусскаго населения.

В настоящем столетии, начиная с тридцатых годов, город начал мало-по-малу принимать свой теперешний вид, чему не мало способствовал Император Николай I. Ныне Киев сделался центром промышленной, умственной и политической жизни всего юго-запада России и значение его с каждым годом продолжает возрастать.

Киево-Печерская Лавра для православнаго населения России имеет такое же значение, как Рим для католиков, Мекка для мусульман, Хласса для будистов. На поклонение святыням Лавры стекаются многие десятки тысяч богомольцев со всех концов России. Киево-Печерская Лавра находится на правом, высоком берегу Днепра, в южной оконечности Киева, и занимает два холма, разделенные глубокой ложбиной, спускающейся к самому Днепру. При великих князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром на одном из этих холмов находилось село Берестово с загородным дворцом и церковью. Летопись повествует, что священник этой церкви Иларион выкопал на соседнем холме небольшую пещеру, где и предавался уединенной молитве. Когда Ярослав Мудрый назначил Илариона киевским митрополитом, то в этой пещере поселился монах Афонскаго мона-

Киево-Печерская Лавра.

стыря Антоний, уроженец города Любеча; около него собралося значительное число лиц, пожелавших следовать его примеру и таким образом возникла монастырская община. Антоний, ища уединения, скоро оставил собравшуюся братию, выбрал им игуменом Варлаама, а сам удалился на соседний холм, где и выкопал для себя новую пещеру. Игумен Феодосий, занявший место

Варлаама в 1062 году, исходатайствовал у великаго князя Изяслава холм, в котором выкопаны были пещеры, ввел в монастыре устав общежития, заимствованный из константинопольскаго Студийскаго, монастыря. В эпоху княжеских междоусобиц Лавра много страдала, как от чужих – половцев и татар, так и от русских, но каждый раз после разорения она успевала отстроиться и оправиться. Но наибольшему разорению она подверглась в 1240 году во время нашествия Батыя, татары ворвались в монастырь, убили монахов и самый храм Пресвятой Богородицы ограбили, рушились даже стены по окна. Оставшиеся в живых монахи, не имея пристанища, скрывались в соседних лесах и и пещерах и тайком, по ночам, сходились совершать богослужения в одном из наиболее уцелевших притворов. При польско-литовском правительстве настали для Лавры сравнительно более спокойныя времена, но только после окончательнаго возсоединения Киева с Россиею Лавра стала отстраиваться, процветать и сделась вновь первым монастырем нашего отечества.

В настоящее время Лавра состоит из шести монастырей: собственно Лавра при Великой Успенской церкви, Больничный монастырь, Ближния пещеры, Дальния пещеры, Китаевская и Голосеевская пустынь. Два последних монастыря находятся за городом. Самая замечатель-ная церковь — Великая или Соборная Лаврская церковь, стоящая прямо против Святых ворот, среди двора; в нынешнем своем виде она освящена в 1729 г. Форма церкви почти квадратная, с 7 позолоченными куполами; архитектура довольно оригинальная, но изяществом не отличается; длина 21, ширина 20 ?, и вышина 22 саж. Кроме главнаго алтаря еще 8 пределов, из них четыре внизу и четыре на хорах. Иконостас деревянный с изящной вызолоченной резьбой в стиле рококо. Царския врата ажурныя из позолоченнаго серебра. Над царскими вратами помещена главная святыня Лавры — чудотворная икона Успения Божией Матери, древнейшая икона в России, принесенная из Греции первыми строителями церкви в 1073 г. Другия святыни храма составляют: глава князя Владимира святаго, хранящаяся в серебряном ковчеге, мощи преподобнаго Феодосия, перенесенныя сюда в 1090 г., перст св. архидиакона Стефана, ковчег с частицами святых мощей и древняя икона Божией Матери, пред которою молился в 1147 году князь Игорь Ольгович.

Лаврская церковь издавна служила усыпальницею для многих княжеских и дворянских фамилий; здесь между прочим, похоронены: князь Константин Иванович Острожский, скончавшийся в первой половине XVI века, члены семейств князей Корецких, Вишневецких, Сангушек,

 

Полубенских, Тышкевичей, Слуцких, Голшанских, Горских, знаменитый киевский митрополит Петр Могила († 1647 г.) фельдмаршал граф П. А. Румянцев-Задунайский († 1797 г.) генеральный судья Василий Кочубей и полковник Иван Искра, казненные Мазепою за донос на него Петру I и мн. др.

Ризница лаврская известна по своему богатству: одних евангелий в драгоценных золотых и серебряных переплетах 54; затем много ценных дарохранительниц, чаш, крестов; наконец имеется множество роскошных риз и других священных одеяний.

Материальная ценность всех этих предметов весьма велика, но еще большую ценность они представляют, как памятники прошлаго, как пожертвования наших царей, императоров и выдающихся деятелей на разных поприщах государственной жизни России. Достаточно упомянуть, что в Лаврской ризниц хранятся предметы, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, императором Петром I, всеми последующими императрицами и императорами, митролитом Петром Могилою, игуменей Магдалиною (мать гетмана Ивана Мазепы) и мн. др.

Лаврская колокольня построена в 1745 г. архитектором Шейденом по плану знаменитаго Растрелли; высота до основания креста 43 саж. 2 арш. 2 вершка, а с крестом 46 саж. Лаврская колокольня занимает в России второе место по высоте (колокольня Петропавловскаго собора в Петербурге — 55 саж., Успенскаго собора в Харькове — 42 саж., Иван Великий в Москве — 38 ? саж.). С верхняго этажа колокольни открывается замечательный вид на Киев и его окрестности. В хорошую ясную погоду, с биноклем в руках можно проследить течение р. Днепра от впадения р. Припяти почти до города Канева, различить города и местечки лежащие от Киева в 80 и даже более верстах. Без разрешения коменданта доступ на колокольню посторонним лицам воспрещается, но необходимое в настоящем случае разрешение выдается без особых затруднений.

Лаврския пещеры ежегодно привлекают до 150.000 богомольцев, прибывающих из разных мест России. Не имея возможности в настоящем кратком очерке вдаваться в подробное описание всех достопримечательностей и святынь, имеющихся в пещерах, отметим только более замечательныя. В Ближних пещерах почивают под спудом мощи основателя Лавры, преподобнаго Антония, здесь-же показывают мрачную келью с каменным ложем, в которой спасался угодник. Затем, в серебряной раке почивают мощи Нестора Летописца нашего перваго историографа 1).

Софийский собор составляет одну из древнейших святынь России, он существовал уже в первой половине XI века, когда местность, занимаемая киево-печерскою лаврою была покрыта лесом. Древнейшие из уцелевших до нашего времени храмов Владимира, Пскова и Москвы явились лишь спустя 100-130 лет после Софии Киевской. В этом храме молились многие, видевшие крещение Руси при Владимире Святом. В нем молились великие князья Ярослав, Изяслав, Всеволод, Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, при котором зачиналась Москва. Софийский собор сооружен сыном Владимира Святаго великим князем Ярославом на месте победы, одержанной им в 1036 году над печенегами; работы производились византийскими зодчими; стены алтаря были покрыты мозаикой, пол выложен разноцветными плитами и вообще на внутреннюю отделку храма было обращено особое внимание. При взятии Киева в 1169 году Андреем Боголюбским храм подвергся разграблению; в 1240 г. его вновь разграбили полчища Батыя. При появлении Унии, Софийский собор временно перешел в руки униатов, но при митрополите Петре Могиле был возвращен православным. Могила много сделал для возстановления храма, но еще более к делу обновления Софийской церкви приложил забот митрополит Рафаил Забаровский, умерший в 1747 году. Софийский собор имеет большое значение в археологическом отношении, благодаря хорошо сохранившимся в нем остаткам древней мозаики и фресковой живописи XI века.

Мозаики находятся в главном алтаре и в куполе собора. В главном алтаре вся запрестольная стена покрыта мозаикою. Здесь изображена в колоссальных размерах Божья Матерь (около 7 аршин); икона эта известна под именем Нерушимой Стены, а также называется «Восточною» Божиею Матерью. На верху полукругом греческая надпись: «Бог посреде ея и не подвижется, поможет ей Бог день и ночь».

Из сохранившихся фресков особаго внимания заслуживают изображения на стенах лестниц, ведущих на хоры. Здесь изображены сцены из охотничьей жизни, народныя игры, фантастическия животныя и пр.

К числу святынь собора следует отнести мощи митрополита Макария, убитаго в 1495 году татарами и чудотворныя иконы Любечской Божией Матери и Святителя Николая.

В Софийском соборе погребен основатель его Ярослав Мудрый († 1054); гробница его находится в алтаре придела во имя Св. Владимира; она высечена из двух цельных кусков мрамора. Кроме Ярослава Мудраго, в Софийском соборе были погребены многие другие князья удельнаго периода, из которых следует упомянуть Владимира Мономаха († 1125 г.); однако точное место погребения их в настоящее время не известно. В юго-западном углу собора находится усыпальница, где похоронены многие киевские митрополиты

Златоверхо-Михайловский монастырь основан в 1108 г. великим князем Святополком (Михаилом) Изяславичем. Во время татарскаго нашествия был разрушен и стал отстраиваться и украшаться со времен Богдана Хмельницкаго, который позолотил церковные купола. Главную святыню составляют мощи великомученицы Варвары, привлекающие массу богомольцев.

Десятинная церковь построена была Владимиром Святым на том месте, где усердными почитателями Перуна были убиты христианин-варяг с сыном; в ней был похоронен Владимир, останки котораго были найдены митрополитом Петром Могилою в 1635 году. Существующий ныне храм построен в 1842 году на месте древняго, но не имеет с ним ничего общаго.

Андреевская церковь построена во второй половине прошлаго столетия на месте Крестовоздвиженской церкви, существовавшей в эпоху великокняжескую и сооруженной в память посещения киевских высот апостолом Андреем.


Андреевская церковь построена по проекту знаменитаго Растрелли и известна своею красотою, легкостью и изяществом. Местоположение на краю обрыва много усиливает впечатление производимое этим храмом. Откуда бы не смотреть на Андреевскую церковь — из за Днепра, с Подола, из Царскаго сада или из сада Купеческаго собрания — она отовсюду одинаково живописна и окруженная легким туманом в прозрачной дали кажется висящею в воздухе. С паперти Андреевской церкви открывается один да лучших видов Киева на Днепр, Заднепровье и Подол; здесь всегда можно встретить туристов с биноклями в руках, любующихся безграничною далью.

 

Владимирский собор, посвященный имени св. равноапостольнаго князя Владимира, находится на площади между Бибиковским бульваром Нестеровской и Гимназической улицами. Мысль о постройке храма, посвященнаго имени Владимиа Святаго, принадлежит покойному киевскому митрополиту Филарету; мысль эта получила одобрение Императора Николая I и в 1852 году последовало Высочайшее разрешение на сбор пожертвований по всей России. Однако, осуществление дела задерживалось недостатком средств и только 15 июля 1862 года была совершена закладка храма. В 1866-м году, когда храм был доведен до крыши, стены дали трещины и работы приостановились. В продолжении целых десяти лет собор оставался недостроенным и только по личному желанию Императора Александра II решено было приступить к его окончанию. В 1882 году собор удалось укрепить и достроить; работы производились под наблюдением архитектора В. Н. Николаева, а внутренним устройством и украшением храма руководил известный знаток церковных древностей профессор А. В. Прахов. Стены собора росписаны лучшими русскими художниками, как-то: Васнецовым, Сведомским, Катарбинским и Нестеровым. В главном алтаре обращает на себя внимание Богоматерь с младенцем Иисусом на руках; Богоматерь шествует по облакам, а по сторонам ея херувимы и серафимы. В главном куполе изображен Спаситель с раскрытым евангелием. Из остальных имеющихся в соборе картин нельзя не упомянуть: Распятие, Рождество и Воскресение Христово, Моление о чаше, Страшный суд и Крещение киевлян. Вообще как по внутренней отделке, так и по внешнему виду Владимирский собор один из самых красивых и наиболее величественных храмов России.

Памятник князю Владимиру Святому находится на нижней террасе Михайловской горы, со стороны Днепра. Основанием памятнику служит обширная квадратная площадка, поднимающаяся пятью ступенями. На площадке установлен высокий восьмиугольный постамент, украшенный по сторонам рельефными изображениями; на стороне, обращенной к Днепру, находится картина, изображающая крещения киевлян; на противоположной стороне рельефная бронзовая надпись: «Сооружен в 1853 году». Остальныя стороны украшены крестами, а на верху постамента находится круглый с рельефными украшениями пьедестал, на котором и возвышается величественная бронзовая фигура князя Владимира в древнем полукафтанье, с накинутою на плечи великокняжескою мантиею. Князю придано молитвенное положение; голова открыта; он обращен лицом к Днепру, где совершилось крещение киевлян, а лицо поднято к небу; в левой руке — великокняжеская шапка, а в правой — коллосальных размеров крест. Крест этот по вечерам освещается двумя рядами электрических лампочек, что придает памятнику весьма эффектный вид; издали, из-за Днепра, эффект этого освещения

Памятник князю Владимиру.

еще более усиливается; свет электрических лампочек погружает в совершенную темноту фигуру князя и, кажется что в воздухе висит громадный огненный крест. Фигура князя и барельефы работы барона Кладта.

Памятник Крещения иначе называемый Нижним памятником Владимира находится у самаго берега реки Днепра. Памятник сооружен в 1802 году; он представляет собою небольшую часовню, над которою возвышается колонна тосканскаго ордена; на верху колонны утвержден серебряный шар, увенчанный золотым крестом. Часовня внутри украшена иконами, а по средине ея устроен фонтан, в который проведена вода из ближайших горных ключей, Вода крещатикскаго источника содержит значительное количество железа. Ежегодно, в день памяти св. Владимира 15 июня, к часовне совершается крестный ход из всех киевских церквей.

Памятник Богдану Хмельницкому находится среди Софийской площади, против здания присутственных мест. Мысль о постановке памятника Богдану Хмельницкому возникла в 1870 г., а открытие последовало только чрез 18 лет, в 1888 году, когда Киев и вся Россия праздновали девятисотлетний юбилей крещения Руси. Проект памятника и исполнение принадлежит художнику Микешину, который относительно фигуры гетмана, его костюма и других деталей пользовался указаниями профессора Университета св. Владимира В. Б. Антоновича. Памятник Богдану Хмельницкому весьма эффектен и служит не малым украшением города. Освободитель Малороссии от политическаго и экономическаго рабства Польши изображен верхом на разгоряченном коне в полном гетманском одеянии, в правой руке гетманская булава, которой он указывает на север, по направлению к Москве, а левою рукою сдерживает своего ретиваго коня. Пьедестал памятника, изображающий гранитную скалу, украшен с двух сторон надписями; на одной: «Волим под царя восточнаго православнаго», а на другой: «Богдану Хмельницкому, единая неде-

Памятник Богдану Хмельницкому.

лимая Россия. 1654-1888». По первоначальному проекту у памятника были теще дополнительныя фигуры; под копытами коня Богдана должны были находиться фигуры еврея, поляка и иезуита, польское знамя и другие эмблематические предметы, олицетворяющие собою узы того политическаго и экономическаго рабства, от освободил Малороссию Богдан.

 

Памятник Императору Николаю I находится против здания Университета Св. Владимира среди сквера, открыт в 1896 г. в присутствии ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая II. Император Николай Павлович изображен стоящим в генеральском сюртуке с эполетами; большой палец правой руки заложен за борт сюртука, левая лежит на плане города Киева, помещенном на тумбе. Бронзовая фигура Императора стоит на высоком гранитном пьедестале, на лицевой стороне котораго имеется надпись: «Императору Николаю I благодарный Киев». По сторонам пьедестала — барельефы, изображающие наиболее выдающиеся сооружения к Киеве, построенныя по повелению Императора Николая: университет Св. Владимира, первая гимназия, кадетский корпус и цепной мост.

Памятник графу А. А. Бобринскому, основателю перваго свеклосахарнаго завода (в мест. Смеле) и учредителю первой в России железной дороги (Царскосельской), сооружен в 1872 году на частныя средства. Памятник представляет статую графа во весь рост с накинутою на плечи николаевскою шинелью, правая нога опирается на рельс. Проект памятника принадлежит академику Шредеру, который изготовил также самую статую из оксидированной бронзы. Основание памятника состоит из круглаго постамента, высеченнаго из местнаго гранита и лабрадора, по рисункам Монигетти.

 

Университет св. Владимира.

Здание университета с пристройками и раскинувшимся за ним обширным ботаническим садом занимает громадное пространство между следующими улицами: Большой Владимирской, Караваевской, Назарьевской и Бибиковским бульваром. Главный фасад

Университет св. Владимира.

 

здания выходит на Б.-Владимирскую улицу, имеет 2 ? этажа, два боковых входа и средний — парадный. Портик поддерживают восемь изящных колон; над портиком бронзовая рельефная надпись: «Императорский Университет св. Владимира. 1842 г.». В главном здании помещаются аудитории, библиотека, центральный архив, несколько лабораторий, кабинеты; во втором этаженаходится церковь во имя св. равноапостольнаго князя Владимира. Университет по размерам своих построек едва-ли не самое большое сооружение в г. Киеве; хотя здание университета, окрашенное в темно-красный цвет, и страдает некоторым отсутствием художественности, но строго выдержанным характером и своею величавостью производит сильное впечатление. Самая окраска здания в темно-красный цвет придает ему какую-то сериозность и строгость.

Высочайший указ Императора Николая Павловича об учреждении университета в Киеве последовал 8 ноября 1833 года; в указе этом сказано, что университет основывается преимущественно для жителей Киевской, Подольской и Волынской губерний с тою мыслию, «чтобы силою европейской науки сблизить и примирить разнородные элементы населения, сгладить историческия недоразумения и предразсудки и скрепить вековыя узы юго-западнаго края с великою русскою землею». Таким образом при основании киевскаго университета имелись в виду не только задачи научныя, но преследовались и цели политическия.

В настоящее время университет, по количеству студентов (свыше 2.000 человек) и по богатству учебно-вспомогательных учреждений, занимает одно из выдающихся мест в России. Не перечисляя учебно-вспомогательных учреждений, остановимся на библиотеке, которая обра-щает на себя особое внимание. Первоначально она образовалась из нескольких коллекций, переданных университету из упраздненных учебных заведений. Главнейшая из этих коллекций Кременецкая (библиотека бывшаго Волынскаго лицея), заключающая в себе 34.378 томов; в ней есть весьма редкия и ценныя издания; затем, университетская библиотека обогатилась собранием книг, переданных из Виленскаго университета, Виленской медико-хирургической академии, Виленской Римско-Католической духовной академии и книгами, Всемилостивейше пожалованными из С.-Петербургской эрмитажной библиотеки; далее поступили коллекции: Бердичевская (бывшая Босых Кармелитов), библиотека княгини А. Радзивилл, профессора Г. Н. Минха и профессора В. О. Подвысоцкаго. Наконец, в последнее время поступили отдельныя библиотеки Н. И. Костомарова, Н. X. Бунге, Ф. С. Цищурина и коллекция документов и изданий Министерства народнаго просвещения во Франции, полученная через посредство профессора И. В. Лучицкаго. В настоящее время библиотека имеет около 300.000 томов на сумму свыше 586.000 рублей, а если принять во внимание стоимость отдельных, весьма ценных, пожертвованных библиотек и коллекций (которыя не вошли в общую сумму), то ценность библиотеки простирается до 1.000.000 руб.