В свое время довольно популярной была версия, связывавшая герб города со святителем Михаилом, которого церковные предания называют первым митрополитом Киевским. К примеру, Николай Сементовский, автор известного в XIX веке путеводителя по святым местам “матери городов русских”, прямо утверждал, что будто бы митрополит Михаил “построил на юго-восточной части удела Кия, для прибывших вместе с ним греческих монахов, деревянную церковь во имя архистратига Михаила. Изображение архистратига было выставлено на малой церкви и послужило гербом для г. Киева”. Но теперь более распространено толкование, согласно которому геральдическая традиция восходит к многочисленным печатям древних киевских князей с изображением архангела Михаила. По-видимому, такими печатями прежде всего пользовались властители, получившие при крещении имя Михаил. Самым известным из них был великий князь Святополк-Михаил Изя-славич, внук Ярослава Мудрого, ставший основателем Михайловского Златоверхого собора. 

Луку предпочли меч 

В те времена, когда Киев пользовался Магдебургским правом на самоуправление, горожане подчинялись выборному магистрату, традиционно располагавшемуся на Подоле. Символом города считалось тогда изображение лука или самострела (“куши”). Такой герб поместили и на магистратской печати. Но все же киевляне не отказывались и от покровительства архистратига Михаила. Так, известно изображение герба Киевщины на 1672 год. Здесь архангел предстает в одном из привычных своих образов, с поднятым мечом и щитом. Да и на самом здании магистрата долгое время имелся медный рельеф с изображением св. Михаила, поражающего копьем нечисть (теперь это оригинальное произведение скульптуры экспонируется в Музее истории Киева).

Новый герб Киева (вариант Г. Куровского) на фасаде Национальной филармонии. Фото: автор.

В царствование Екатерины II основа киевского герба окончательно определилась в пользу архангела Михаила с мечом и щитом, в одеянии воина и в плаще. Такой рисунок был официально утвержден в 1782 году, в предвидении последовавшей вскоре Жалованной грамоты российским городам (1785), где было предписано всякому городу “иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городских делах”. В последующие десятилетия геральдический знак “матери городов русских” практически не менялся, хотя в разных начертаниях встречались и различия – в рисунке щита, наклоне меча, расположении фигуры в пространстве. Было определено, что архистратиг Михаил облачен в серебряное одеяние и изображается на голубом поле. Герб с архангелом вошел во всевозможные муниципальные документы, присутствовал он и на специальном нашейном знаке городского головы. Когда мэр надевал свою цепь, это означало, что заседание городской думы началось. Когда снимал – заседание прекращалось, и никакие выкрики гласных (депутатов) уже ничего не значили… 

Один в трех изображениях 

Советская власть не отличалась почтением ни к прежним символам, ни к ликам святых. С изображением архангела плохо вязался лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. В результате Киев некоторое время вообще оставался без герба. Но потом городские власти все же решили провести конкурс геральдических предложений. Его итоги подвели в 1969 году.

Оттиск древнерусской княжеской печати с изображением архангела Михаила.

Первое место занял проект, который разработали два киевских автора – скульптор-художник Борис Довгань и архитектор Флориан Юрьев. Здесь главным элементом стали листья и цветок каштана, наложенные на старинный лук. Современность на новом гербе символизировали золотая звезда города-героя, серп и молот. Горожане любят свои каштаны, так что новшество не вызвало у них антипатии. До сих пор, к слову, советский герб Киева украшает собою пилон Московского моста.

Герб киевских земель. Изображение 1672 года.

И все же в наши дни решено было восстановить более древний символ. С 1995 года на киевском гербе снова помещено изображение архистратига Михаила. Правда, как и в царские времена, полного единообразия в его трактовке нет. За сравнительно короткое время киевляне получили три версии столичного герба, разработанные соответственно художниками Георгием Куровским, Юрием Соломинским и Алексеем Руденко. Тот или другой вариант может встретиться на официальных бланках, в оформлении городских мероприятий, на скульптурных изображениях. Но, несмотря на этот “разнобой”, принципиальный выбор эмблемы нашей столицы уже не вызывает сомнений. Киевляне вновь признают архангела Михаила, победителя сатанинских сил, своим небесным заступником.

Один из вариантов городского герба Киева в конце XIX века.


КСТАТИ  

Место символа не занято 

Вот уже сто лет и один год киевляне посещают для продуктовых покупок Бессарабский крытый рынок. Его монументальное здание, торжественно открытое летом 1912 года, в основном сохранило свои характерные черты как снаружи, так и внутри. Рынок был собственностью города Киева, поэтому на фасаде торгового здания над часами, среди лепного орнамента, было помещено рельефное изображение архангела Михаила. Но в 1930-е годы это “идейно чуждое” изваяние удалили с фасада. И теперь на его месте зияет пустотой плоский щит. Может быть, следовало бы заполнить свободное место и вернуть на фасад красавца рынка древний символ Киева?