Николай Закревский сообщает о Боголюбском следующее: “В 1159 году Андрей Боголюбский почтил Печерскую обитель титулом Архимандрии и Лавры…” (“Летопись и описание города Киева”). И в том же издании: “В 1169 году Боголюбский отправил многочисленную рать… Союзники взяли Киев на третий день приступом и ограбили ег


Есть и другая версия о происхождении топонима “Китаев”. Так, историк Захарченко в книге “Киев теперь и прежде” (1888 г.) замечает: “Название пустынь получила от слова “Китай”, которое с татарского языка означает крепость, укрепление… В XVII веке здесь образовался отшельнический скит в виде нескольких пещер, и благочестивый киевский генерал-губернатор князь Димитрий Михайлович Голицын в 1775 г. устроил здесь деревянную церковь во имя преподобного Сергия и кельи… В 1767 г. иеромонахом Тихоном построена каменная церковь во имя св. Троицы”.


В отличие от Китаевской название Голосеевской пустыни имеет более запутанную историю. В некоторых изданиях прошлых лет сообщалось, что засеял лес Голосеевский в 1631 году митрополит киевский Петр Могила, основав здесь монастырь и свою загородную резиденцию. Действительно, страстный поборник православной веры учредил данную пустынь, но посадил он на горных склонах не лес, а фруктовые сады.


Название “Голосеево” встречается почти на столетие раньше в грамоте польского короля Сигизмунда (1541 г.), в которой монарх жалует упомянутую землю Выдубицкому монастырю. А вот уже в 1617 году при описании границ землевладений Киево-Печерской лавры упоминается хутор Голосеевский. Может, топоним происходит от фамилии основателя поселения?


На эту мысль наталкивает фраза Максима Берлинского в примечании к тексту об уничтожении Голосеевской пустыни: “Основание сей пустыни положено архимандритом печерским Петром Могилою… на месте бывшего называемого Гуласиева хутора”. (“История города Киева”, 1799 г.). Кстати, Гулаков в Киеве насчитывалось довольно много. Некоторые из них были известными политиками, деятелями культуры и искусства.


Но самые интересные сведения о “родословной” Голосеева можно почерпнуть в анналах устного народного творчества. Одно из преданий гласит, что население, обитающее в этих краях, имело чисто демократический уклад избирательной системы: оно голосовало за полюбившегося князя, и таким образом меньшинство подчинялось большинству. Так возникло Голосеево.


О том, как “шумит, гремит конец Киева”, писал еще Гоголь. Здесь на самом деле умели радоваться и веселиться, умели и помянуть ушедших в мир иной. Именно на околице Голосеевского леса чумаки, отправляясь в Крым за солью, прощались со своими близкими и родными, которые, провожая их в дальнюю дорогу, кричали обычно: “Добрый путь!” Любопытно, что улица с таким названием есть и сегодня.


Поистине сказочно звучит легенда о несчастной красавице, брошенной в темницу. Промышлявший в здешних лесах разбойник Голубь, безумно влюбившись в местную девушку, похитил ее, но, не добившись взаимности, пытался силой навязать свою волю. Прикованная цепями жертва день и ночь “голосила” в подземелье. С тех пор лес и носит название Голосеевского.


Голосеевский парк имени Максима Рыльского уже долгие годы является любимым местом отдыха киевлян. Сюда в конце XIX века приезжал на отдых Николай Лесков. Здесь жил Михаил Драгоманов. А в тихой церквушке на дороге, в селе Пирогово, венчалась его сестра Ольга (Олена Пчилка) с Петром Косачем.