Пьяных в массы не пускать
Массовые гуляния стали модными в Киеве во второй половине XIX века. Если еще в 1859 году во время праздника на Крещатицкой площади (ныне Майдан) стояли две качели и три балагана с калачами, пряниками и конфетами, то уже в 60-е годы XIX века горожане веселились на славу. И развлечений было гораздо больше, чем ныне. На площадях возводили целые потешные городки. Помимо артистов, выступали клоуны, гимнасты, дрессированные лошади и собаки. Шутливые надписи на входе в театры гласили: “Въ хотъ”, “Вы хотъ”, “Тиатр Марий Анеток”. Большой балаган вмещал несколько сот зрителей. Правда, иногда они уходили разочарованными. Собрав с публики деньги за “восхитительное путешествие вокруг света”, актеры обводили зрителей вокруг табуретки, на которой стояла горящая свеча.


Помимо балаганов, в потешных городках были карусели, горки и множество угощений. Продавать водку на массовых гуляниях запрещалось, однако пьяных хватало. Некоторые заглядывали в кабак накануне, другие пили водку прямо на площади, причем из горла. Впрочем, эта традиция сохранилась в Киеве до сих пор.


Массовые праздники проходили, как правило, на Крещатицкой площади и на пустой площадке между Софией и Михайловским собором. А иногда – между Сенной площадью и Обсерваторной улицей, где после возник бульвар. Но в конце XIX века гуляния киевлянам надоели. Горожане среднего достатка стали предпочитать балаганам театры, цирки, вокзалы. И потешные городки перебрались на далекую Демеевку.


Праздник на вокзале
Развлечений хватало и в обычные дни. Например, в городском театре представляли “живые картины” – сценки с актерами, застывшими в неподвижных позах. Участвовать в них не брезговали даже дамы из высшего общества. А в народном театре показывали жизнь ремесленника – жителя подольской “Магдебургии”. Гастролирующие паноптикумы (музеи восковых фигур) чаще всего изображали сцены убийств. Разве что в виде исключения в 1851 г. некто г-н Вернер привез в Киев хорошенькую механическую куклу Бабетту. Она ни много ни мало кружилась с посетителями под музыку. А на вопрос, не устала ли, кукла отрицательно качала головой.


Довольно странное развлечение тех времен – глазеть на уродов. Немало шума в Киеве наделали гастроли Юлии Пастраны, которая была похожа на обезьяну. Пресса писала, что девушке было 18–20 лет, а рост – не более 142 см. При этом лицо ее в точности напоминало обезьяну рода орангутангов.


Любопытно, что увеселительные заведения в старом Киеве назывались вокзалами. По имени англичанки Джейн Вокс, которая открыла под Лондоном павильон, где проходили концерты, спектакли и банкеты для фешенебельной публики. Роль вокзалов в старом Киеве играли парки с чайными домиками. Здесь подавали груши, виноград, сливы, редкие сорта яблок, вишни, а также кефир, кумыс и простоквашу. После появления железной дороги увеселительные мероприятия с танцами, музыкой и угощением стали устраивать при станциях, поэтому они также стали называться вокзалами.


Велосипед – не для дам
В 1869 г. в киевских газетах появилось первое упоминание о велосипеде. А среди простого люда даже поползли слухи о… чертях, которые разъезжают средь бела дня на колесах. Городские власти решили поступить радикально – они запретили велосипедистам показываться на дорогах и пугать лошадей. Для катания им отвели среднюю аллею Мариинского парка. Впрочем, у современных велосипедистов нет и этого.


Любопытно, что женщинам вовсе запрещалось ездить по городу. И даже когда в 1892 г. власти открыли город для велосипедов, дамам полагалось иметь при себе письменное разрешение от городских чиновников. В 1899 г. Дума составила свод велосипедных правил. Ездоку, например, предписывалось, увидев крестный ход, слезть с велосипеда. Киевские раввины дополнили эти правила, запретив евреям ездить по субботам. А чтобы велосипедом не воспользовались террористы, Дума запретила передвигаться на двух колесах, если в город приезжала “высочайшая особа”.


Воздушные шары и почтовые голуби
Заметное увлечение того времени – запуск воздушных шаров. Их начали пускать в городе еще в 1807 г. по инициативе военных. Однако в 1860 году с открытием в Киеве платного парка Шато-де-Флер запуск воздушных шаров влился в программу массовых развлечений.


А во второй половине XIX века киевляне повально увлеклись разведением почтовых голубей. Начало этой забаве положил штабс-капитан Арендт, который в 1873 году устроил в Новой Печерской крепости небольшую голубятню. Уже в 1891 году у 344 городских птичников было более 10 тыс. голубей, и 852 из них считались почтовыми. Птицы преодолевали расстояния до тысячи километров. И возвращались с депешами точно на те места, где были устроены их голубятни. Нынче голуби, как известно, переквалифицировались – из почтальонов в символ счастливой семейной жизни, который “работает” практически на каждой свадьбе.