Одним из авторов “конторского” дома был архитектор Иосиф Зекцер. Мы уже упоминали эту фамилию в связи с гибелью зодчего под колесами трамвая. Скончался он на улице Рейтарской в начале 30-х годов, в больнице, построенной по его же проекту. А вот в доме напротив в 1913 году, как раз в самый разгар строительства больницы (станции скорой помощи) жил Михаил Булгаков. Мы позволили себе предположить, что при создании “Мастера и Маргариты” писатель ввел в канву романа этот трагический случай с трамваем, произошедший в Киеве (кстати, дядя Берлиоза тоже был киевлянином). Говоря об “обугленном костяке в начале Крещатика”, Булгаков не упоминает имени архитектора. Но чувство тревоги все же присутствует.

В 1917 году впервые был опубликован рассказ Александра Куприна “Каждое желание”. Литературоведы (в частности, Мирон Петровский) считают, что эта маленькая повесть послужила Михаилу Булгакову основой для построения сюжетных линий в его знаменитом философско-мистическом романе. Уж очень много параллелей: и в именах персонажей, и в художественном изложении, и в отдельных эпизодах. В обоих произведениях запечатлена и сцена гибели героя под колесами трамвая: в Москве — на Патриарших прудах, Киеве — районе Купеческого сада.

Куприн пишет: “По Александровской улице, сверху, бежал трамвай, выбрасывая из-под колес трескучие снопы фиолетовых и зеленых искр. Описав кривую, он уже приближался к углу Бульварной…” У Булгакова : “Тотчас подлетел трамвай, поворачивающий с Ермолаевского на Бронную… Он внезапно осветился изнутри электричеством… В лицо брызнул красный и белый цвет…” Как видите, кривая маршрута и световые эффекты повторяются. К тому же киевская Александровская — улица историческая, именно по ней в 1892 году прошел первый в России электрический трамвай.

Ходил он и в начале прошлого века, “описывая Кривую” в начале Крещатика. Почему в тексте — Бульварная? Просто авторская “уловка” (ведь в рассказе и город — N, хотя имеет Житний базар, Караваевы дачи и т.д.). Интересно, что главный герой рассказа наблюдает за трагедией, выйдя из ресторана гостиницы “Европейская”. Нет сомнений, что действие купринского “Каждого желания” разворачивается в начале века на Царской ( ныне — Европейской) площади.

На четной стороне в начале Крещатика среди обычных 3-этажных домов -“лилипутов” резко выделялись своими размерами спаянные воедино дома — “гулливеры” (NN6, 8, 10). О первом мы уже подробно рассказывали. А вот два других представляли собой вместительные “закрома Меркурия”. Бывший Петербургский банк (арх. Бенуа, 1913) размещался в здании N8, построенном в ренессансных формах со скульптурными изображениями над антаблементом (сейчас здесь находится банк “Крещатик”). Неоклассическая (арх. Андреев, 1913),??? расположенного в доме N10, привлекала к себе строгим сочетанием арок и пилястр коринфского ордера, а также большим треугольным фронтоном. На фасаде здания и сегодня мы можем обнаружить декоративные барельефы, символизирующие торговлю, промышленность и мореплавание.