Получив диплом, он вернулся в Киев и устроился на скромную должность при губернском строительном отделении. Но уже в 1883 году Шлейфер одержал победу в конкурсе проектов монументального здания Киевской биржи на пересечении Крещатика и Институтской улицы (не сохранилось). Этот успех позволил ему сразу встать в ряд первых зодчих Киева. В 29 лет Шлейфер становится членом городской управы, возглавив ее строительное отделение, и, по сути, главным архитектором Киева.
Георгий Шлейфер.
Вместе с тем Шлейфер успешно занялся банкирской деятельностью. Он входил в руководство Киевского кредитного общества, дававшего горожанам долгосрочные ипотечные ссуды на строительство под умеренные проценты. В период строительной лихорадки дела банка круто пошли в гору. Георгий Шлейфер обзавелся несколькими доходными домами. Один из них сохранился по улице Институтской, 13/2, а в соседнем доме (особняке, позже надстроенном), находилась резиденция зодчего. Он собрал у себя в доме немалую коллекцию картин таких мастеров, как Боровиковский и Венецианов, Тропинин и Айвазовский, Шишкин и Куинджи, Ге и Поленов; были полотна Тараса Шевченко.
Шик, блеск, красота
В начале своей строительной карьеры Георгий Шлейфер, подобно другим коллегам, брался за всякие заказы. Но в дальнейшем доходы от собственных домов и банкирской деятельности вполне его обеспечивали. Благодаря этому зодчий оказался в исключительном положении: он занимался лишь теми работами, которые доставляли ему радость творчества.
Именно к нему обратилось киевское купечество с предложением сделать проект здания среднего учебного заведения для будущих бизнесменов — Первого коммерческого училища. Львиную долю денег на строительство предоставил сахарозаводчик-миллионер Лев Бродский. Поскольку недостатка в финансировании не было, Георгий Павлович в 1897-1898 годах выстроил по улице Бульварно-Кудрявской (Воровского), 24, оформленный с шиком крупный корпус в духе ренессанса. Помещение оказалось настолько представительным, что в 1898-м, сразу после возведения, его на годик «одолжили» для размещения Киевского политехнического института, корпуса которого еще только строились… Впоследствии дом на ул. Воровского не раз реконструировали. Нынче там расположен бизнес-центр.
Дом Гинзбурга. С открытки начала ХХ в.
Для старшего брата Льва Бродского — Лазаря — в те же годы Шлейфер построил хоральную синагогу — самую крупную и знаменитую в Киеве. Ее фасады были решены в духе романского зодчества, а в интерьерах эффектно прозвучали мотивы готики. Местные власти даже отказались визировать такой внушительный проект, не желая, чтобы у евреев была красивая молельня. Бродскому пришлось обжаловать их решение в Петербурге, куда он предусмотрительно послал только чертеж бокового фасада, более скромного, чем лицевой.
Правда, в советское время, когда синагогу превратили в Театр кукол, от ее прежней роскоши мало что осталось. Но недавняя реставрация возродила былую красоту. Очень привлекательно выглядит офисный корпус на углу улиц Липской и Пилипа Орлика, увенчанный стройной остроконечной башенкой. Первоначально он предназначался для городского начального училища имени Николая Бунге — знаменитого финансиста-киевлянина. Ученики и поклонники Бунге выстроили это здание в складчину. Проект училища составил Георгий Шлейфер, а строительство в 1903-1904 годах осуществил его коллега и друг Эдуард Брадтман.
Творец «киевского Парижа»
Хоральная синагога. Фото начала ХХ в.
Сотрудничество Шлейфера и Брадтмана особенно ярко проявилось при освоении обширного участка рядом с Крещатиком, который теперь часто называют «киевским Парижем». В свое время это была городская усадьба профессора медицины Федора Меринга, который вел тут патриархальный образ жизни — в самом центре города сохранялись сады, огороды, пруд с купальней! Но после смерти профессора усадьбу выкупило акционерное общество, задумавшее распродать ее под застройку.
Одним из членов правления общества был Георгий Шлейфер. Именно ему поручили планировку территории с таким расчетом, чтобы новые кварталы органично вплелись в ткань городской застройки. Согласно проекту Шлейфера, на территории усадьбы Меринга образовались четыре новых улицы — Николаевская (Архитектора Городецкого), Меринговская (Заньковецкой), Новая (Станиславского) и Ольгинская, а также площадь Николаевская (Ивана Франко).
По чертежам Шлейфера строились многие крупные здания, выраставшие в бывшей усадьбе Меринга с невиданной скоростью. Замыслов было так много, а времени так мало, что по ряду объектов Шлейфер делал проекты, а строительством руководил Брадтман. Именно так они распределили обязанности при строительстве в 1900-1901 годах самого высокого в ту пору жилого здания Киева — дома подрядчика Льва Гинзбурга (ныне улица Архитектора Городецкого, 9). Ими же выстроено здание № 5 по той же улице, где в прошлом находилась лучшая в городе гостиница «Континенталь». Шлейферу и Брадтману мы обязаны также возведением Театра Соловцова (где находится теперь Театр им. Ивана Франко). За прекрасную работу Георгий Павлович получил в этом театре бесплатную ложу!
Правда, некоторые другие работы Шлейфера в «киевском Париже» не пережили войну, а те, что уцелели, были повреждены и утратили прежнюю привлекательность.
И все же уютные улицы близ Крещатика доныне свидетельствуют о заслугах зодчего.
КСТАТИ
Увековечен… оккупантами
Склеп с захоронением Георгия Шлейфера на Аскольдовой могиле был разрушен при ликвидации тамошнего кладбища. Ни памятные названия, ни мемориальные знаки не сохранили для нынешних киевлян имя талантливого мастера эффектных построек. Однако со времен войны уцелели любопытные фотоснимки с табличкой на нынешней площади Ивана Франко: «Von Schleifer Platz — Площадь фон-Шлейфер». Надо полагать, кто-то из местных жителей услужливо напомнил нацистским оккупантам о выдающемся немце-киевлянине. Оккупанты нам, конечно, не указ, но разве не заслуживает Георгий Шлейфер признания родного Киева? Следовало бы как-то отразить память о человеке, успешно осуществлявшем масштабные проекты с пользой для города и для себя.
I don't think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.