Но на эти цели денег в государственной казне почему-то не хватало. Хорошо, что Национальному заповеднику «София Киевская», в состав которой входит Кирилловский храм, удалось самостоятельно найти источник финансирования. Работы велись все лето, пришлось снять значительный слой грунта по всему периметру церкви. И когда подошли к северной стороне фасада, тут-то археологи и наткнулись на находку, которая противоречит ранее известным фактам о святыни.


Ученые располагали сведениями, что с северной и южной сторон церкви, ближе к алтарю, некогда существовали пристройки. В 50—60-х годах прошлого века архитектор Николай Холостенко обнаружил остатки древнего фундамента методом зондажа и шурфования. Но сделал ошибочные выводы относительно формы пристроек. В этот раз археологи полностью открыли фундаменты, датированные, если судить по материалу — плинфе — также XII веком. Однако, как оказалось, были здесь и более поздние перегородки конца XVIII — начала XIX веков, о чем свидетельствует кирпичная кладка. Что случилось с этими пристройками, еще предстоит выяснить.


Ну и что самое интересное — среди фундаментов археологи раскрыли пять захоронений, датированных, примерно, XVII-XVIII веками. Одно из них находилось в склепе, что дает возможность предположить, что это останки одного из иерархов церкви. Когда мы с фотокором прибыли на место, их уже отправили на экспертизу в «Софию». Но осмотрев внимательней место раскопок, мы таки обнаружили нечто, что, по словам археолога Михаила Никитенко, оказалось ключицей. Повертев в руках бренную кость, мы бережно уложили ее на место.


Кстати, по словам Михаила Михайловича, исследования и фотофиксация фундаментов уже завершились. В ближайшие дни их законсервируют, оставив для будущих поколений — вдруг захотят опять обследовать, или вообще восстановить пристройки?
Относительно того, какую функцию они выполняли, существует несколько версий. По словам Ирины Марголиной, заместителя гендиректора заповедника «София Киевская», скорей всего пристройки носили культовый характер, то есть были самостоятельными церквями-пределами. Дело в том, что православные церкви никогда не ограничивались одним престолом. В Кирилловской, например, изначально был престол Кириллу и Афанасию Александрийскому, позже — престолы Сошествия Духа Святого, Бориса и Глеба, Кирилла и Мефодия, Александра Невского. Другими словами, в одном храме (но в разных пределах) могло идти несколько богослужений.


Мы поинтересовались судьбой обнаруженных захоронений. Ирина Евгеньевна рассказала, что сейчас совершенно другие подходы к этому вопросу. Если раньше лишь немногие останки определялись обратно в захоронения, а большинство отправлялись в фонды музея (в ящиках), то теперь после детального исследования (возраст, пол, атрибутирование) их возвратят церкви. И уже священники будут решать их дальнейшую судьбу: захоранивать вблизи церкви, либо поместить в костницу (специальное место для хранения костей).


Надо заметить, возле Кирилловской церкви традиционно был обустроен некрополь. Здесь хоронили монахов, священнослужителей, членов их семей, меценатов, ктиторов (покровителей). До наших дней, кстати, сохранилась лишь одна шиферная надгробная плита, которая лежит прямо на газоне у стен церкви — явно не на своем месте. А когда во время реконструкции 50—60 годов ХХ века вскрыли пол в храме, под ним обнаружили более двадцати могил. Многие останки, как указывалось выше, отправились в музейные архивы, а некоторые, увы, исчезли в неизвестном направлении. Как, например, из Успенского собора исчезли останки Петра Могилы.


Та же участь, только гораздо раньше, постигла и захоронение князя Святослава, одного из героев поэмы «Слово о полку Игореве». Его саркофаг стоял в погребальной нише стены Кирилловской церкви, но в XVII веке храм был разграблен, и теперь можно только гадать, какие сокровища таились в княжеской усыпальнице. Кстати, во время последних раскопок археологи, кроме всего прочего, обнаружили монету, датированную тем же XVII веком. Попала она сюда до или после «ограбления века», сказать сложно. Зато появился еще один повод для построения гипотез.


P.S.Для прихожан и туристов храм откроется, предположительно, в начале октября.





ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В Кирилловской церкви сохранились 800 кв. м оригинальных фресок XII века, обнаруженные во время реставрации в XIX веке. Но тогда стенопись была обновлена масляными красками, и только в 60-х годах ХХ века уцелевшие фрагменты фресок раскрыли вновь. В 1884 году в храме работал Михаил Врубель. Его знаменитые росписи — «Сошествие Духа Святого», «Благовещенье», «Въезд Христа в Иерусалим». Специально для Кирилловской церкви художник написал и четыре иконы для иконостаса, в том числе «Богородицу». По мнению многих искусствоведов, она стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем.