9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне. И этим все сказано — это всегда юбилей.


16 мая — 190 лет со дня рождения Николая Костомарова, видного украинского историка. Он принадлежит к числу тех выдающихся украинцев, кто, являясь вроде бы достаточно знаменитым, на самом деле остается в нашей стране практически неизвестным. Как правило, у нас популяризируются ранние произведения Николая Ивановича. Молодой, легко увлекающийся, еще незрелый как исследователь, Костомаров был приверженцем отмежевания Украины от Великороссии. Однако чем глубже изучал он украинскую историю, тем дальше отходил от «самостийнических» убеждений, став к концу жизни твердым сторонником единства Руси. «Мысль об отделении Малой России от империи называет автор «жалкою и несбыточною мечтою», — писал ученый, комментируя одну из записок по украинскому вопросу. — Мы в этом совершенно с ним согласны и добавим, что если бы существовала у кого-нибудь такая мысль, то она была бы в одинаковой степени нелепа, как мысль о самобытности всякого удельного княжества, на которое когда-то разбивалась Русская земля в удельно-вечевой период нашей истории, но едва бы такая мысль могла найти себе долговременное пребывание в голове, не нуждающейся в помощи психиатра. Малорусы же никогда не были покорены и присоединены к России, а издревле составляли одну из стихий, из которых складывалось русское государственное тело». Выступил Николай Иванович и против создания самостоятельного украинского литературного языка. Он подчеркивал, что у украинцев (малорусов) уже есть свой литературный язык — русский. Русский литературный язык, указывал историк, это язык «никак не исключительно великорусский, а в равной степени и малорусский», общий культурный язык и для Великой, и для Малой Руси. «При таком готовом языке, — констатировал он, — творя для себя же другой, пришлось бы создать язык непременно искусственный, потому что за неимением слов и оборотов в области знаний и житейском быту пришлось бы их выдумывать». Нужно ли объяснять, почему научное наследие украинского ученого замалчивается в Украине?


19 мая — 225 лет со дня рождения Ивана Паскевича, выдающегося русского полководца. Он происходил из старинного казацкого рода. Родился в Полтаве. Окончил Пажеский корпус. Участвовал во многих войнах. Был членом Верховного суда по делу декабристов. С 1827 года Иван Федорович занимал должность наместника на Кавказе. За взятие в 1828 году персидской крепости Эривань (нынешний Ереван), считавшейся неприступной, он был возведен императором Николаем І в графское достоинство (и с тех пор именовался — граф Паскевич-Эриваньский). В следующем году за разгром турецкой армии в Закавказье произведен в генерал-фельдмаршалы. В 1831 году за успешное подавление польского мятежа удостоен титула светлейшего князя Варшавского. Биография Ивана Паскевича — наглядное опровержение модного ныне мифа о якобы имевшей место дискриминации украинцев в Российской империи. Наверное, поэтому и молчат о знаменитом военачальнике наши современные псевдоисторики.


27 мая — 70 лет со дня открытия ХІІІ съезда КП(б)У. С огромным отчетным докладом (чтение которого заняло два дня) на нем выступил первый секретарь ЦК КП(б)У Станислав Косиор. Помимо прочего, он отметил, что в республике последовательно проводится «линия на дальнейшую украинизацию» и ЦК КП(б)У добился в этом больших успехов. В принятой съездом резолюции по докладу украинизация была названа «значительным достижением ленинско-сталинской национальной политики». В то же время подчеркивалось, что усилия в этом направлении надо продолжать, так как партийные, советские и особенно профсоюзные и комсомольские организации украинизированы еще недостаточно. Данная резолюция убедительно свидетельствует: большевистская украинизация не закончилась в 1933 году (как это принято утверждать сегодня). Она продолжалась. Менялись средства, темпы, методы. Сам же стратегический курс на превращение Южной Руси в «національно свідому» Украину оставался неизменным во все годы существования советской власти.


28 мая — 130 лет со дня рождения Максимилиана Волошина, известного русского поэта. Его настоящая фамилия — Кириенко-Волошин. Родился он в Киеве. С Украиной связаны многие страницы жизни поэта. Вот только своим его у нас нынче не признают. Потому что писал Волошин на «чужом» (русском) языке. Еще один сын Украины, отвергаемый за то, что не вписался в узкие рамки «украинской национальной идеи». Что ж, Волошин тут не первый и не последний.